Живой Журнал vs ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук
«ЖЖ уже не тот. Разве ЖЖ еще жив? Кто-то еще читает ЖЖ? Подобные фразы я слышу каждый раз, когда говорю, что завел себе блог в Живом Журнале. Часто мои собеседники удивляются: зачем блог в ЖЖ, когда у тебя есть миллионы подписчиков в сообществах социальных сетей? Ответ не может быть простым, поэтому я решил написать детальный пост, почему не считаю ЖЖ «социально-сетевым трупом» и готов инвестировать в развитие своего блога не только время, но и деньги.
Раунд 1. Объем аудитории.
Безусловно, суммарная дневная аудитория ВК, ОК и ФБ значительно превышает дневную аудиторию ЖЖ: около 40 млн пользователей ведущих соцсетей против 1.75 млн пользователей ЖЖ (по данным TNS за июнь, 2015). Отрыв настолько огромен, что большинство читателей прямо сейчас хотят увидеть нокдаун ЖЖ, чтобы крикнуть «А мы что говорили, а?!» Но нокдауна не будет, а раунд действительно за социальными сетями.
ЖЖ vs Соцсети
0:1
Раунд 2. Возраст аудитории
Знаете, сколько стоит 1 000 «любых» посетителей? Рублей 200-300. А 1000 взрослых москвичей может легко «потянуть» на 5000 рублей. Ощущаете разницу? Аудитория должна быть независимой в своих действиях (дети зависимы от родителей), платежеспособной (молодые люди 30-35 лет намного перспективнее пенсионеров в категории 65+). Для определения тренда достаточно посмотреть таблицу возраста юзеров в социальных сетях. Навскидку нашел интересное сравнение возрастов авторов соцсетей, в том числе и ЖЖ. Представим, что не пишут только те, кто репостит или вообще использует соцсети как бесплатный онлайн-кинотеатр, а самые активные пользователи, все-таки, что-то постят.

Так вот, количество юной аудитории ВК (до 18 лет) составляет приличных 26,8%, в ОК этот показатель – 7,5%, в ФБ доля «пишущей» аудитории «18-» не достигает даже 1%. Это и не удивительно: ВК – наиболее мультимедийно продвинутая сеть, где можно и фильмы посмотреть, и в игры поиграть, и музыку слушать в удобном формате. В ОК очень много домохозяек, которые делятся рецептами, советами по воспитанию детей и т.д., повышая общий уровень. Данные по ФБ тоже не удивят, поскольку сеть издавна считается «интеллигентной». В ЖЖ показатель аудитории «18-» не доходит до 1%, более того, показатель аудитории «24-» (младше 24 лет) составляет всего 5,4%. Основная же масса авторов (в т.ч. и комментаторов) – 25-45 лет. Что мы видим? ЖЖ не только не упал, прилипнув жопой к рингу, но и хорошенько отвечает своим оппонентам.
ЖЖ vs Соцсети
1:1
Раунд 3. Концентрация контента внутри сети
Представьте себе стадион, наполненный нужной вам аудиторией. Вы раздаете какие-то рекламные листовки. И все бы ничего, но рядом с вами 500 ваших конкурентов, которые точно так же раздают свои листовки или визитки. Суть понятна? В ЖЖ есть топ постов, состоящий из 100-200 читабельных позиций (естественно, сливки снимают те, кто попадает в топ10). В ВК каждое сообщество может публиковать до 50 постов в сутки, сообществ у пользователя может быть от 1 до 500. А еще добавим сюда записи друзей, которых может быть 500-1000. Получаем ленту «Новости», в которой за сутки столько контента, что доля внимания пользователя к конкретному посту падает до абсолютного минимума. И чтобы получить хотя бы 5000 уников на вашу рекламную площадку, нужно разместиться, как минимум, в хорошем сообществе-миллионнике. В ОК ситуация немного лучше, но концентрация контента тоже высокая. Фейсбук в этой связи мог бы вытянуть ситуацию, но размер дневной активной аудитории ФБ, согласно тому же исследованию TNS, всего 3,9 млн против 32,2 млн. в связке ВК+ОК. Что делает в такой ситуации Живой Журнал? Наносит еще один удар по мифу «ЖЖ умирает»: пока основное внимание пользователей делят 100-200 записей топа, платформа не умрет.
ЖЖ vs Соцсети
2:1
Раунд 4. Стоимость официального продвижения
Рекламодателя всегда интересует вопрос, сколько стоит организация рекламной кампании, если пользоваться исключительно «белыми методами» продвижения: то есть только по договору, с оплатой услуг официальными путями. В случае соцсетей рассматривается стоимость размещения в биржах постов, а так же промо с помощью таргетинговой рекламы, в ЖЖ – размещение в блоке «Промо» на главной странице и страницах пользователей.

Если взять за ориентир стоимость рекламного контакта с человеком 30-35 лет, самая дорогая сделка ждет вас в Фейсбуке. Кроме того, что ФБ считает клиентов богатенькими буратинами, так еще погряз в скандалах, связанными с накрутками, организованными самой системой. Грубо говоря, вам нужен москвич 30 лет, а вам втюхивают иранца 20 лет отроду. Самое смешное, что служба саппорта может отвечать на ваше возмущение неделями, и в итоге ответить в стиле «Да москвич это, просто иранского происхождения». Немного дешевле будет стоимость пользователя в ОК, и саппорт тоже повежливее и расторопнее. ВКонтакте имеет наибольший ассортимент рекламных инструментов, которые позволяют очень точно определять аудиторию, которой будет показана ваша реклама. Стоимость вполне доступная, дешевле, чем в ФБ и ОК.

В ЖЖ таргетирование устроено слабовато. Основной поток пользователей можно получить с промо-блоков. Мои замеры показывают, что потратив 300-400 долларов в сутки, можно получить до 10-15 тысяч переходов сутки. Это около 2 рублей за уникального посетителя. Учитывая качество аудитории – очень доступно, но отсутствие инструментов фильтрации нивелирует преимущества. Еще больший минус – запрещено размещать прямую рекламу, а только так называемую «скрытую», в формате рассказа блогера, например. С минимальным перевесом, но победу получают социальные сети. Все-таки, если у вас есть только деньги и нужно очень быстро сделать промо, соцсети предложат лучшие условия.
ЖЖ vs Соцсети
2:2
Раунд 5. Создание контентных проектов
Альтернативным источником рекламных контактов могут быть мощные площадки внутри социальных сетей: у команды ВК,ОК,ФБ в качестве таковых выступают сообщества, ЖЖ выставляет топ-блогеров. Создать свое сообщество или блог – весьма рискованная авантюра, но, в случае успеха, организатор получает собственный источник трафика, который может монетизировать. В социальных сетях сам процесс создания и поддержки сообщества намного проще, чем в ЖЖ: как минимум, в соцсетях не нужно тратить столько времени на авторские посты. Стоимость развития сообщества тоже дешевле, чем в ЖЖ. Чтобы получить сообщество с посещаемостью 10 000 уникальных посетителей в сутки, нужно потратить от 10 до 50 тысяч долларов. В ЖЖ сумма получится внушительнее. Но и качество аудитории получше.

Повышенные затраты на создание контентных проектов становятся причиной повышенной стоимости рекламы в них. Стоимость рекламы у основных топ-блогеров выше, чем у хороших крупных сообществ ВК, ОК или ФБ. А некоторые ценники у блогеров вообще отпугивают рекламодателей, которые со слезами на глазах твердят потом "ЖЖ не торт(("
ЖЖ vs Соцсети
2:3
Раунд 6. Площадка для запуска вирусных рекламных кампаний
Понимаете, да? Есть какой-то … начинающий певец, политик, бизнесмен или событие, которое надо не оставить без внимания. Но нужно включить такой режим, чтобы где-то громко крикнуть Ванька-козел или Ванька-молодец, а остальные СМИ (включая ТВ) подхватили эхо и понесли по просторам нашей Родины. В этом плане всё просто: если по ТВ говорят «блогосфера» – это ЖЖ, если говорят «социальные сети взорвались новостью о…» – это ВК, ОК, ФБ. То есть, Ваньке нужно для получения вирусного эффекта промо-кампании заручиться лояльностью и блогеров и администраторов крупнейших сообществ. Ничья.
ЖЖ vs Соцсети
3:4
Раунд 7. Технологическая составляющая
ВК, ОК и, безусловно, ФБ в полном распоряжении имеют команды, способные обеспечить круглосуточное функционирование проектов и круглосуточное написание новых модулей. Функционал «молодых» соцсетей значительно превосходит функционал ЖЖ, и в ближайшей перспективе реванша не ожидается. Именно этот фактор чаще всего приводят в качестве аргумента, что ЖЖ «всё»… ЖЖ еще не «всё», но преимущества «младосоцсетей» в техническом плане очевидны. Поэтому раунд опять за ними.
ЖЖ vs Соцсети
3:5
Победа в этой непростой схватке присуждается социальным сетям ВКонтакте, Одноклассники и Фейсбук
Втроём они смогли одолеть отчаянно защищавшийся Живой Журнал. Ликуют те, кто вначале поста говорил «Ппц, чудит, ну-ну…»

P.S. Живой Журнал – один из самых серьезных в рунете источников «интеллигентного» трафика. В ЖЖ рождается дискуссия между теми, кто вообще не потерял еще способность дискутировать. В ЖЖ не сидят те, кого интересуют зеленый кофе, подделки часов «как у Пескова» или футболки с заезженными сюжетами. Посетители ЖЖ – концентрированная умная аудитория, которую интересует нечто большее: законодательство, общественные инициативы, моральные аспекты в обществе, культурные движения.

В условиях «здесь и сейчас» ЖЖ выглядит старой измученной лошадью, но стоит посмотреть хотя бы на пару лет вперед, как увидим значительный рост влияния блогерства в обществе, что будет мотивировать и блогеров повышать свой уровень, и площадку – улучшать условия для деятельности блогеров».
Made on
Tilda