Воронеж
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Воронежской городской Думы в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 10 депутатов из 36 имеют профиль в ВК. У двух депутатов есть группы поддержки. Все профили депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в ВК. Жёлтым цветом выделены заброшенный профиль, далее в исследовании мы их не учитываем. У депутата Рымаря А.С. закрытый профиль, поэтому далее в исследовании мы будем учитывать только его группу поддержки. То есть в Воронеже только четверть депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
База друзей + подписчиков
Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определенное количество друзей + подписчиков от 20 до 2 874. В целом это не много в масштабах всего города, но это количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим в эффективности агитационной кампании в социальных сетях в чем мы сможем убедиться позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 72,66% до 92,86%, что является хорошим показателем. Однако у одного депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит о использовании метода накрутки (боты) или неактивной аудитории.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Разброс по количеству постов у депутатов города Воронежа большой от 10 постов за год у Ковалева В.В. до 213 у Бородина О.Н. Депутаты Бородин О.Н. и Рымарь А.С. проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют 1-2 поста почти каждый день, что говорит об его стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте. У депутата Пинигина А.Ю. отсутствуют посты за указанный период.

Охваты постов у большинства депутатов маленькие. Только у Рымаря А.С. мы замечаем количество охватов, которое за год в превышает количество избирателей в его округе во время последних выборах (выборы депутатов Воронежской городской Думы шестого созыва в 2015). Это значит, что часть его избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года.

Количество избирателей по единому избирательному округу города Воронежа указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Воронежа, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная Воронежской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи или боты, местные или иногородние.

И в этой таблице мы видим низкую заинтересованность местного населения в контенте политиков. У Бородина О.Н. мы наблюдаем подозрительную повышенную активность «неместных ботов» в группе при низкой активности на профиле. Однако у Рымаря А.С. высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, эта активность «живого» местного избирателя, а, стало быть, депутат этого профили добивается основных целей агитационной кампании в социальных сетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Воронежской городской Думы во ВКонтакте пока находится на низком низком уровне, многие депутаты пока не ведут активную работу в соцсетях. Но депутат Рымарь А.С. ведет работу с избирателем во ВКонтакте на достаточно высоком уровне, что не может не радовать.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в городе Воронежа насчитывается 370 033 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети ВКонтакте 183 366, что составляет 49,55%, это говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трех (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественной жизни.

В данном городе мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берём 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Из региональных политических сил лидируют КПРФ и движение Навального. Причём движение Навального значительно опережает своих соперников в ВК по количеству подписчиков.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Воронежа, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с КПРФ и движением Навального высокая активность наблюдается и у ЕР и ЛДПР. Движение Навального опережает всех по нижеуказанным показателям, а основные политические партии (ЕР, ЛДПР, КПРФ) ведут плотную борьбу за воронежского избирателя. Заметно, что по количеству подписчиков среди основных партий лидирует ЕР, а по активностям КПРФ. СР и «Коммунисты России» по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте», при определённой активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • Единая Россия, при высоких показателях на выборах, в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • Коммунисты России и Справедливая Россия – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
По данным цифрам видно, что большая часть аудитории местных пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим средний потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК – 79%.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественной жизнью родного региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Воронеже мы видим крупную аудиторию «общественников», которая составляет около 19,74% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 2% и потенциал роста остается значительным – 98%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda