Цыбульский А.В.
Обзор активности губернатора и электората Архангельской области во ВКонтакте
За окном 21 век и все активнее нашу жизнь заполняют социальные сети, интернет-сообщества, общие чаты и групповые рассылки. Просмотр ленты по вечерам все чаще заменяет тв программы и новостные сводки. И знаменитая крылатая фраза из фильма Москва слезам не верит: «Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение.» Начинает терять свою актуальность. Все больше магазинов, услуг, курсов и знаменитостей переходят в Онлайн. Политические деятели тоже не заставили себя ждать. Они ищут и общаются со своей целевой аудиторией в социальных сетях.

Крупное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Аналитика активности замерялась в феврале: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020 года).


Общая информация
Рассмотрим более подробно деятельность в социальной сети Вконтакте Врио губернатора Архангельской области Цыбульского Александра Витальевича.

Александр Витальевич занял пост временно исполняющего обязанности губернатора Архангельской области 2 апреля 2020. Ранее с сентября 2017 года он занимал пост главы Ненецкого Автономного округа Архангельской области. Активно ведет общение с избирателем в всех крупнейших социальных сетях, а именно во Вконтакте, Инстаграм, и Фейсбук. Выкладывает ежедневные посты о своей деятельности, отвечает на комментарии и открыт к предложениям и жалобам.
База друзей + подписчиков
Один из наиболее ярких показателей популярности профиля Вконтакте является количество друзей и подписчиков. Цибульский Александр Витальевич имеет почти 14 тысяч подписчиков, что говорит о том, что он интересен широкой аудитории. Это подтверждает и тот факт, что почти 98% из них - это реальные пользователи, а не накрученные боты.

Мы проверили количество "живых" пользователей, которые за 2 последних месяца заходили в сеть и были онлайн, а именно комментировали, респостили или ставили лайки. Последних также более 13 тыс, что составляет 95,4% от общего числа подписчиков. Столь высокий процент показывает, что Александр Витальевич открыт для жителей своего региона, активно публикует материалы и ведет диалог с аудиторией в комментариях и личных сообщениях.
Посты и охваты
Об активности в социальных сетях Александра Витальевича говорит и общее количество опубликованных постов за год (период с 17 апреля 2019 по 17 апреля 2020) - 147 публикаций, это по одной публикации каждые 2-3 дня. Таким образом, через регулярный, но не навязчивый контент Цыбульский освещает деятельность в качестве главы региона. Данная стратегия ведения социальной сети Вконтакте, оправдывает себя, о чем говорит средний охват публикаций в 20077 просмотров. Если соотнести эту цифру с количеством "друзей" на странице, то мы увидим, что он имеет большой виральный охват (его публикации просматривают не только подписчики, но и те пользователи, которые не подписаны на Цыбульского). А значит, его контент репостят на свои страницы и он использует современные средства продвижения в социальных сетях, таким образом увеличивая число просмотров.

Но не стоит забывать, что Цыбульский - это политический деятель и нас больше интересует его взаимодействие с потенциальными избирателями. Для этого мы, рассмотрим его подписчиков через призму избиркома.

Согласно статистики, в Архангельской области 897 129 избирателей. Соотношение общего количества охватов к избирателям региона составляет практически 329% . Условно, это показывает, что каждый из его избирателей за данный период (мы брали 1 год для исследования) мог трижды видеть публикации Александра Витальевича.

Реакция на посты
Об эффективности публикуемого контента говорит такой показатель, как реакции на 1 пост. В рамках исследования мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или пользователи из других регионов.

В среднем под 1 постом Врио губернатора Архангельской области оставляют 416 реакций. Это может говорить о том, что Цыбульский поднимает актуальные проблемы, по которым пользователям, хочется высказать свое мнение. Его аудитория идет на контакт и готова обсуждать деятельность политика. Так на 1 подписчика приходится в год примерно 4 с половиной реакции.

Как показывает аналитика практически все комментарии оставили "живые" пользователи, а не так называемые "боты" для накрутки активностей. Но всего половина из отреагировавших являются "местными" жителями Архангельской области. Это можно объяснить, заглянув в биографию нашего героя. Который на протяжении более 2 лет являлся губернатором Ненецкого Автономного Округа, а при анализе жители НАО не идентифицировались как проживающие на территории Архангельской области. Также можно отметить, что Александр Витальевич с 2006 года работал в департаменте внешнеэкономических отношений Минэкономразвития России.

Общие выводы
Цыбульский Александр Витальевич, являясь новым человеком в правительстве Архангельской области, имеет активную группу поддержки в социальных сетях. Регулярно публикует актуальный контент, который интересен не только его подписчикам, но и большому количеству избирателей. Что в преддверии выборов в сентябре 2020 года только положительно скажется на его репутации и количестве голосов избирателей.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По данным изберкома в Архангельской области на 1 января 2020 года насчитывается 897129 избирателей. Среди них 73% является пользователями сети Вконтакте, что говорит о высоком распространении данной сети в регионе.

Для того, чтобы спрогнозировать потенциал для роста политической популярности, мы проанализировали участников общественных групп сети Вконтакте в данном регионе. Архангельская область показывает достаточно высокий уровень пользователей проявляющих среднюю социально активную позицию. Так пятая часть (а именно 20%) избирателей региона интересуются общественной жизнью и состоят в минимум в 2 соответствующих сообществах.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Уверенно позицию лидера занимает Навальный, значительно (более чем в 4 раза) превышая по количеству подписчиков.

Партии КПРФ и ЛДПР занимают соответственно 2 и 3 места по популярности среди жителей Архангельской области. Единая Россия теряет здесь лидерские позиции и занимает лишь 4 место. Но при этом активности пользователей у Единой России в два раза выше, чем у ЛДПР, хотя по подписчикам мы видим обратную картину.

Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Архангельской области, которые они оставили за последние полгода на федеральных аккаунтах политических партий и общественных движений. Здесь картина несколько меняется – на первом месте остается движение навального, второе место сохраняет КПРФ, и замыкает тройку лидеров Единая Россия.

Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Так, мы можем отметить стабильно высокие позиции у движения навального как внутри региона, так и на федеральном уровне.
  • Единая Россия, имея весомое количество подписчиков на региональном уровне, по данному показателю уступает КПРФ и ЛДПР на федеральном уровне.
  • Суммируя показатели по количеству подписчиков и активности 3 место смело можно отдать партии КПРФ, как на региональном, так и на федеральном уровне.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте ответим на самый главный вопрос, какой потенциал имеется в Архангельской области по продвижению политических лидеров Вконтакте. Постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
Из таблицы видим высокий потенциал для роста, т.к. 90% местных пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами. А это говорит, что при интересном, актуальном контенте, а так же при открытой работе с аудиторией, поднимая и обсуждая с подписчиками те проблемы, которые остро встают на севере. Можно набрать большое количество поклонников среди электората, то есть Вконтакте на территории Архангельской области может стать идеальным местом для работы с избирателями в преддверии сентябрьских выборов.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными жизнью родного региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Архангельской области пятая часть пользователей вконтакте интересуется общественной жизнью в регионе - это 20% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую в первую очередь будут бороться региональные политические силы. Среди "общественников" только около 1% подписались на определенные политические направления. И потенциал роста остается значительным – 99%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda