Томск
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
Сегодня одной из неотъемлемых частей нашей жизни является Интернет. У многих людей ни один день не проходит без того, чтобы не зайти в социальные сети и не полистать новостную ленту. Такое явление не могло быть не замеченным в политической сфере и не использованным политиками в качестве инструмента для достижения целей избирательной кампании. Социальные сети в наше время являются важным каналом коммуникации между кандидатами и электоратом. Благодаря ведению страниц в социальных сетях можно проводить предвыборную агитацию и менять уровень поддержки того или иного политика. Именно поэтому так важны исследования активности кандидатов в социальных сетях, тем более что сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательные органы власти различных регионов.
Общая информация
В таблице ниже представлены данные о присутствии депутатов Думы города Томска в социальной сети «ВКонтакте», по критериям наличия собственного профиля и группы поддержки депутата. Из 34 депутатов только 8 имеют активные профили ВК и только у одного есть группа поддержки. У двух депутатов страницы заброшенные (не появлялись в сети больше полугода). В Томске меньше трети депутатов активны ВК и осуществляют самопродвижение и работу с населением через данную социальную сеть. Жёлтым цветом в таблице выше отмечены профили депутатов, в которых не наблюдается онлайн-активность (публикационная активность за последний год). Данные профили не рассматриваются далее в исследовании.
База друзей + подписчиков
В Томске проживает более 500 тысяч человек, что во множество раз превосходит число всех друзей и подписчиков городских депутатов, которое варьируется от 10 до 932. В Таблицу внесены все депутаты, которые имеют страницу в социальной сети. После фильтрации базы можно сказать, что она довольно чистая, количество ботов и забаненных аккаунтов не превышает 80% от общего числа, это хороший показатель. Ситуация с процентом «живых» пользователей чуть хуже, у депутата с самым большим показателем друзей и подписчиков самый высокий процент «неживых» - 67% (Д. С. Дорофеев). Это низкий показатель.
Посты и охваты
Был проведен анализ постов за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу города Томска указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Томска, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Томской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным.). Количество публикуемых постов небольшое, максимальное число – 22 (А.Г. Петров), что говорит о его низкой активности в социальной сети и отсутствии регулярного взаимодействия с избирателями через ленту новостей. Ещё трое депутатов делают очень мало публикаций, и на 4 из 8 исследуемых профилях посты за последний год отсутствуют (Д.Н. Буинцев, Н.Г. Зенкин, Л.Ю. Отмахова, А.А. Кузьмин). Показатель охвата постов достаточно высок у И. А. Леонтьева, он в 1,2 раза больше, чем число его избирателей. Это значит, что часть их избирателей видела посты этого депутата несколько раз в течение последнего года. То есть, этот депутат такими охватами пробивают «информационную слепоту» избирателя в социальных сетях и доносит свои посты до части своего электората. У Д. А. Дорофеева и А. Г. Петрова относительно других большое количество постов, но довольно малый охват. У М. О. Якубы всего один пост, это крайне низкий показатель. Подобная активность не позволяет «дойти» до своих избирателей через социальные сети, это касается всех депутатов Томска. Городская дума и её представители показывают крайне слабую интернет-активность, что свидетельствует о низких стандартах политического SMM в регионе, это очень сильно огорчает.
Реакция на посты
Важным показателем эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Были собраны все реакции на посты за последний год и проведен анализ оставивших эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние. Посты депутатов не вызывают большого количества реакций у населения, их посты не пользуются большой популярностью, процент «местных» активных пользователей, оставивших реакции, не высокий. При фильтрации показатели местных пользователей падают почти в два раза, что ещё раз подтверждает низкую популярность депутатов.
Общие выводы
Общая активность депутатов Городской думы города Томска во ВКонтакте пока находится на крайне низком уровне, менее трети депутатов присутствуют и ведут свои странички в социальных сетях. Ситуация отсутствия работы в социальных сетях не позволяет наладить эффективный контакт с избирателями, что негативно сказывается на избирательной кампании и иной публичной деятельности.

Самый активный депутат – И. А. Леонтьев, видна работа над страницами, но публикаций все же очень мало, что не позволяет увеличивать аудиторию.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 1 января 2020 года в Томске насчитывается 371 997 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 248 166, что составляет 66,71%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона.

В Томске мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
За первое место в борьбе за томских избирателей на региональном уровне борются ЕР и движение Навального. Движение Навального опережает ЕР примерно на 200 подписчиков по обоим показателям. За второе место происходит классическая борьба между ЛДПР и КПРФ. Впереди из них по обоим показателям оказывается КПРФ, но их отрыв от ЛДПР небольшой, особенно по количеству подписчиков.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Томска, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина изменяется таким образом, что движение Навального за счёт своей общероссийской популярности в социальных сетях уходит вперёд с достаточно большим отрывом по обоим показателям. По количеству подписчиков ЕР занимает твёрдое второе место, но удивительно, что отстаёт по количеству активностей КПРФ примерно на 100 единиц. За второе место борются ЛДПР и КПРФ. По количеству подписчиков незначительно впереди ЛДПР, а по количеству активностей их опережает КПРФ, причём почти в 3 раза.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • ЕР и движение Навального имеют сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди томских пользователей, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что около 85% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города и региона. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Томске мы видим достаточно большую аудиторию «общественников», которая составляет 34% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 1% и потенциал роста остается большим – 99%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda