Тамбовская область
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
В данном блоке мы рассматриваем профили в социальных сетях депутатов Тамбовского Государственного Совета, где в сентябре этого года должны состояться выборы. Данное исследование проводится с целью выявления готовности депутатов к предвыборным состязаниям в социальных сетях. Новых лиц, желающих поучаствовать в предвыборной кампании, мы не рассматривали, поскольку период предвыборной агитации ещё не начался, и не представляется возможным выявить и рассмотреть профили этих кандидатов. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год(февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последниеполгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующим образом: из общей суммы депутатов в 35 человек, 19 человек имеют профиль ВКонтакте. У одного депутата (Г. В. Холодович) два профиля. У одного депутата (А. К. Черкасова) закрытый профиль. У двух депутатов (В. Г. Виницкого и М. Н. Краснянского) новый профиль, который мы не учитывали при анализе, потому что данные страницы были зарегистрированы в апреле 2020 года. У депутата А. К. Черкасова закрытый профиль, поэтому его страницу мы тоже не учитывали в исследовании. У двух депутатов заброшенные профили (Г. В. Холодович и М. А. Подгорновой). У двух депутатов есть группы поддержки ВКонтакте. У одного депутата (М. Н. Красноярского) есть и профиль, и группа ВКонтакте. В итоге получается, что в Тамбове меньше половины депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
Общая информация
В таблице ниже представлены данные о присутствии депутатов Думы города Томска в социальной сети «ВКонтакте», по критериям наличия собственного профиля и группы поддержки депутата. Из 34 депутатов только 8 имеют активные профили ВК и только у одного есть группа поддержки. У двух депутатов страницы заброшенные (не появлялись в сети больше полугода). В Томске меньше трети депутатов активны ВК и осуществляют самопродвижение и работу с населением через данную социальную сеть. Жёлтым цветом в таблице выше отмечены профили депутатов, в которых не наблюдается онлайн-активность (публикационная активность за последний год). Данные профили не рассматриваются далее в исследовании.
База друзей + подписчиков
Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определённое количество друзей + подписчиков: от 3 до 2 687. В целом это мало в масштабах всей области, но количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы можем отметить, что у всех депутатов достаточно «чистые» базы без ботов. Процент живых (неботов) и активных подписчиков у большинства депутатов колеблется от 66% до 92%, что является хорошим показателем. У депутата Г. В. Холодович всего лишь 3 подписчика, поэтому мы не включили ее страницу в таблицу.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Тамбовской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Тамбовской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Тамбова предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).

Разброс по количеству постов у депутатов Тамбовской области большой: от 1 поста за год (А. Ю. Пудовкина) до 261 (А. Р. Александров). Два депутата проявляют высокий уровень активности в публикациях своих постов (А. Р. Александров и Т. М. Кожевникова). Они публикуют от одного до двух постов ежедневно, это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Однако охваты этих постов у большинства депутатов небольшие. То есть они «не доходят» до своего избирателя в социальных сетях. Особенно обидно за тех депутатов, кто постит по 1-2 поста каждый день, но при этом имеет небольшие охваты, это напоминает работу «в стол», когда её мало кто видит. Смысл такого активного постинга с низкими охватами теряется.

Следует положительно отметить профили депутатов А. Р. Александрова, Т. М. Кожевниковой и М. Н. Краснянского в этой дисциплине. У депутатов Г. И. Берстенев, О. А. Степичева, В. Г. Виницкий, Г. В. Холодович, Е. В. Лукин, А. А. Плахотников за последний год постов не выходило.
Реакция на посты
Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Мы собрали все реакции на посты за последний год и посмотрели, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или пользователи из других регионов.

В этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуются различными «накрутками» и ведут честную работу с избирателем во ВКонтакте. Хотя у пяти депутатов мы наблюдаем подозрительно повышенную активность «неместных ботов».

В данной дисциплине в тройку сильнейших входят А. И. Дорожкин, Т. М. Кожевникова, М. Н. Краснянский. У них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, то есть это активность «живого» местного избирателя. Стало быть, эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в социальных сетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Тамбовского Государственного Совета в ВКонтакте пока находится на невысоком уровне. Большая часть депутатов пока не ведёт активную работу в социальных сетях, а часть депутатов использует свои профили неэффективно.

Но небольшая часть депутатов, а именно А. Р. Александров и Т. М. Кожевникова, ведут работу с избирателем во ВКонтакте на достаточно высоком уровне, что не может не радовать. М. Н. Краснянский и В. Г. Виницкий недавно создали свои профили во ВКонтакте, что говорит о их готовности к предвыборным состязаниям с использованием социальных сетей.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Тамбовской области насчитывается 837 320 избирателей. Из них «живых» и активных местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 222 313, что составляет 26,55% от общего числа избирателей. Это говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в регионе относительно данных по другим субъектам РФ.

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона, мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (в 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) разной степени заинтересованности в общественных процессах региона.

В данном регионе мы увидели низкий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берём 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия(СР) и движение Навального.
Из региональных политических сил группы имеются только у КПРФ, ЛДПР и Навальный. У остальных партий нет своих региональных групп, соответственно, их значения по всем параметрам равны 0.
Далее мы собираем все активности пользователей из Тамбовской области, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с движением Навального неплохая активность наблюдается у КПРФ и у ЕР. Движение Навального опережает всех по нижеуказанным показателям, а основные политические партии (ЕР, ЛДПР, КПРФ) ведут плотную борьбу за тамбовского избирателя. Заметно, что по количеству подписчиков среди основных партий лидирует ЛДПР, а по активностям ЕР. СР и «Коммунисты России» по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет достаточно сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте», при определённой активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • Единая Россия, при высоких показателях на выборах, в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что более 55% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим огромный потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», то есть те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Это та аудитория, что подписана на сообщества, в которых освещается общественная жизнь региона, и оставляет свои реакции на посты этих сообществ.
В Тамбовской области мы видим небольшую аудиторию «общественников», которая составляет около 8% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено только 3,77%, и потенциал роста остаётся колоссальным – 96,23%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda