Сыктывкар
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
13 сентября 2020 года должны состояться выборы в Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар». В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности городских депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.

Общая информация
В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующим образом:

Из 30 депутатов только 22 имеют профиль в ВК. У 3 есть группы поддержки в ВК. У депутата Д.В. Тарасова закрытый профиль, поэтому далее в исследовании мы не будем учитывать его страницу. Только 18 профилей депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в ВК.
База друзей + подписчиков
У тех депутатов, что имеют свои профили или группы в ВК есть определённое количество друзей + подписчиков от 189 до 10 053. В целом не много в масштабах республики, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чём мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что почти у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов, кроме профиля Кулакова С.А., у которого лишь 58% аудитории является «живой». В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 68,8% до 98,2%, что является хорошим показателем. Однако у 2-х депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Сыктывкара указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Кол. избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Сыктывкар, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия республики Коми предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). Есева О.В. победила на Дополнительных выборах в 2016 году, а А.С. Шучалин – 2019, поэтому данные количества избирателей будут учитываться соответственно за 2016 и 2019 года.

Разброс по количеству постов у депутатов города Сыктывкар большой от 8 постов за год у А.В. Ребенок, до 996 – у А.В. Чиканчи. Пять депутатов (В.Я. Богдан, О.В. Есева, В.В. Колов, Н.Г. Логина, А.В. Чиканчи) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют от 1 до двух постов ежедневно, что неплохо. Это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Охваты этих постов у большинства депутатов показывают высокую заинтересованность избирателей в контенте городских политиков. У 4-х депутатов (Н.Г. Логина, И.Ф. Рюхова и С.А. Кулаков, В.В.Колов) мы замечаем выдающиеся охваты – они за год собрали охватов больше, чем половина численности избирателей всего города. Это значит, что часть их избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года. Т.е. эти депутаты такими охватами пробивают «информационную слепоту» избирателя в соцсетях и доносят свои посты до части своего электората. Те депутаты, которые имеют небольшие охваты своих постов, «не доходят» до своего избирателя в соцсетях. Особенно обидно за тех депутатов, кто постит по 1-2 поста каждый день, но при этом имеют небольшие охваты, т.е. это напоминает работу «в стол», когда ваши работы мало кто видит. Смысл такого активного постинга, с низкими охватами – теряется.

Следует положительно отметить 2 профиля депутатов в этой дисциплине – С.В. Кулакова и В.В. Колова. Теперь мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM и в регионах, и это не может не радовать. В профилях у депутатов Абдулина М.А. и Смолева А.В. не выходило постов за указанный период.
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим кто оставил эти реакции, «живые» пользователи, боты, местные или нет.

И здесь в таблице мы видим, что большая часть депутатов имеет повышенную активность именно от «неместных» пользователей. Также больше половины реакций на странице А.В. Чиканчи оставил сам депутат. Несмотря на это, у 7 депутатов на профилях не было обнаружено всяких «накруток», и они ведут честную работу с избирателями.

В данной дисциплине в тройку сильнейших выходят А.Ф. Панюков, С.В. Тарасов и И.Ф. Рюхова, у них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а, стало быть, эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов городского Совета Депутатов города Сыктывкар во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне, половина депутатов пока не ведет активной работы в соцсетях. Часть депутатов пытаются использовать скажем «неэффективные способы» работы с избирателем, потому что эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в соцсетях, а стало быть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр.

Но 3 депутата – А.Ф. Панюков, И.Ф. Рюхова, С.А. Кулаков, ведут работу с избирателем во ВКонтакте на самом высоком уровне, используя самые передовые стандарты политического SMM, что не может не радовать.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в городе Сыктывкар насчитывалось 186 798 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети ВКонтакте 137 029, что составляет 73,36%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Собрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы посчитали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА).

В данном регионе мы увидели высокие уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно - это активности за последние полгода местных общественно-политических движений и партий. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия (СР), и движение Навального.
Из местных региональных партий лидируют КПРФ, Единая Россия и ЛДПР. Причем КПРФ значительно опережает своих соперников ВКонтакте.
Далее мы собираем все активности пользователей ВКонтакте из Сыктывкара, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических партий и общественных движений. Здесь картина такая же - на первом месте остается КПРФ, но на втором уже движение Навального, а на третьем Единая Россия. Причем, характерно, что у КПРФ и движения Навального электорат гораздо более активный и охотнее взаимодействует с контентом федеральных сообществ, в то время как у остальных эта активность наоборот значительно проседает. ЛДПР старается догнать лидеров, а Справедливая Россия и Коммунисты России по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в региональных социальных сетях, и при определенной активной работе смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. Единая Россия, при высоких показателях на выборах также имеет достаточно хорошие показатели активности ВКонтакте.
  • У ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • Справедливая Россия и Коммунисты России - пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией в социальной сети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и построимся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в Вконтакте. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на политические аккаунты политиков и политических партий и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
По данным цифрам видно, что крайне низкое количество аудитории местных жителей, пользователей ВКонтакте, пока не охвачены региональными политическими силами, и мы видим большой потенциал для роста влияния местных политических сил Вконтакте.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Сыктывкаре мы видим определенную аудиторию «общественников», которая составляет 40,53% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено около 10% и потенциал роста остается на высоком значении - 89,14%.

Таким образом, важно обратить внимание на неиспользованный охват аудитории и отличный потенциал ее расширения и воспользоваться этой возможностью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda