В.В. Солодов
Обзор активности ВРИО и электората Камчатского края во ВКонтакте
В наше время, когда каждый человек ведёт активную виртуальную жизнь, а огромная часть существующей информации находится в свободном доступе в интернете, социальные сети обретают очень важную роль. В особенности, в политическом пространстве, ведь именно интернет стал новой и эффективной платформой по установлению контакта между избирателями и политиками. Многие годы социальная сеть ВКонтакте развивалась и завоёвывала всё больше доверия россиян, так что на сегодняшний день она является самой популярной и востребованной. Именно через ВКонтакте политики могут напрямую обращаться к населению и получать обратную связь, проводить агитации онлайн и многое другое в рамках их политической деятельности. В современной России такая коммуникация крайне важна и удобна. Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности глав тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы. Замеры активности проводились в марте и апреле, профили губернаторов за последний год (апрель 2019 – апрель 2020).
Общая информация
ВРИО губернатора Камчатского края – Солодов Владимир Викторович с 3 апреля 2020 г. занимает этот пост и является вероятным кандидатом на должность губернатора Камчатского края. Он не состоит в партии, а его профиль ВКонтакте был создан сравнительно недавно – около 4 месяцев назад. Он не пользуется большой популярностью, хотя, посты публикуются регулярно, отличаются качеством и актуальностью. Более активно Владимир Викторович развивает свой Инстаграм-аккаунт, на нем более 50 тысяч подписчиков, так же у него есть профиль на Фейсбуке. Можно сказать, что ВКонтакте для ВРИО не является приоритетной платформой для коммуникации с гражданами.
База друзей + подписчиков
Население Камчатского края 313 тысяч человек, из них 237 тысяч являются избирателями. Отталкиваясь от полученных данных, мы видим, что катастрофически маленькое число избирателей подписано на ВРИО. Хотя, база подписчиков весьма чистая, на аккаунт подписываются реальные люди, а не боты, накрутки нет. 93% - это очень высокий показатель качества аудитории. Если говорить о динамике увеличения, то стоит заметить, она крайне слабая – спустя два месяца суммарное число друзей и подписчиков увеличилось примерно до 125 человек. С учетом качества и регулярности постов – это маленький прирост. Можно сделать вывод, что более популярны в освещении деятельности ВРИО другие интернет-платформы, в данном случае Инстаграм.
Посты и охваты
Посты не просматриваемы – среди избирателей всего 1,5% видят публикацию Владимира Викторовича, это крайне низкий показатель. Среди подписчиков результат лучше – каждый видел больше одного выложенного поста. Число постов с момента измерения показателей существенно возросло, но это не позволило существенно увеличить аудиторию.
Реакция на посты
Реакции на опубликованные посты является крайне важным показателем интернет-активности ВРИО. Мы собрали все реакции, оставленные на аккаунте за последний год. Очень важный критерий, это качество тех, кто оставил реакции – боты или «живые» люди, и какой процент местных жителей из «живых». Подписчики в среднем оставляют примерно 2 реакции на каждый пост, это средний показатель. В ситуации с «местными» реакциями все намного хуже. Всего 18% оставленных реакций от пользователей Камчатки, остальные пользователи, вероятно, из республики Якутии, где ранее Владимир Викторович был председателем правительства.
Общие выводы
Общая активность ВРИО губернатора Камчатского края находится на низком уровне. Это можно объяснить тем, что он еще не принял окончательного решения об участии в выборах и не проводит серьезную работу по привлечению электората в сети. Так же Владимир Викторович активно ведет свою страницу в Инстаграме, именно там он установил стабильный контакт с населением и регулярно общается с подписчиками и потенциальными избирателями.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 г. в Камчатском крае насчитывается 237 069 избирателей, их них активных пользователей ВК 25% - 60 688, это не очень высокий показатель проникновения социальной сети в регионе.

Выбрав основные местные сообщества, в которых освещена социальная жизнь региона мы собрали всех подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлечённости в общественную жизнь позволяют нам понять объем потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественной жизни.

Исходя из полученных нами данных можно сказать, что жители Камчатки слабо интересуются общественной жизнью края в социальной сети. Всего 9% и 5% избирателей включены в политическую и общественную повестку региона, и могут представлять интерес, как активные избиратели.

Активность политических партий и движений в регионе
Мы берем для анализа основные политические силы в России: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального. Мы анализируем активности пользователей, которые она оставили на общефедеральных аккаунтах политических сил, а также в местных группах. Для начала рассмотрим общефедеральную активность.
Видно, что крайне малое число людей проявляют активность в федеральных сообществах политических сил. Но все же лидером ВК является движение Алексея Навального, на втором месте Единая Россия. Как и на многих во многих других регионах, движение Навального показывает высокие результаты, но мы не можем однозначно говорить о массовой поддержке местных жителей, причина кроется в особенностях его политической деятельности, которая специализируется на интернет пространстве.
Проанализировав активность региональных политических сил, мы не может выявить точных общественных настроений в регионе и уровень поддержки местных партий. Население не проявляет интереса к местным политическим силам – группы ВК не существуют, либо на них подписаны крайне мало человек.
Выводы
Из последних двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального лидирует в интернет пространстве региона, доля остальных политических сил незначительна
  • Население Камчатского края слабо использует ВКонтакте, как политическую и коммуникативную платформу.
Данное положение дел можно объяснить нестабильным интернет-соединением на территории Камчатки, только в 2014 году, местные жители смогли относительно регулярно использовать интернет, но до сих под с этим существуют трудности.

Потенциал роста
Рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять, на сколько можно развить интернет-активность ВК политиков на местном уровне. Анализ ведется на данных местной аудитории пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это социально и политически активная аудитория, регулярно интересующаяся и общественной жизнью, проявляющая активность на страницах местные партии и политиков.
Крайне мало людей подписаны и интересуются политической жизнью региона, при усиленной работе можно изменить ситуацию. Но общественные проблемы волнуют пользователей чуть больше, рассмотрим данные социально активной аудитории.
9% избирателей интересуются общественной жизнью региона, это все же очень низкий результат вовлеченности граждан в повестку дня. В крае требуется масштабная работа в социальной сети для активизации общественных активистов и популяризации социальной и политической сферы.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda