Дословный перевод термина – «мягкая сила», отражает лишь само значение, но не результаты применения стратегии, которые очень часто не соответствуют понятию «мягкости». Что же это такое?
Это политическая стратегия, основанная на достижении желаемых целей путем добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. Впервые термин был введен американским политологом Джозефом Наем. Основа этой стратегии – ненасильственные технологии влияния: PR, пропаганда, психологические операции.
Ступенью на пути к «мягкой силе» была теория «культурно-идеологической гегемонии», разработанная Грамши в 1930-х годах в «Тюремных тетрадях». Идея использовать «мягкую силу» для достижения целей появилась ранее в трудах Лао-цзы: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Наиболее наглядным примером «мягкой силы» является женское обаяние, в отличие от мужской «жёсткой силы».
Мягкая сила – это совокупность факторов общественного сознания, определяющих отношение общественной группы (населения страны, элиты, отдельных классов и т.д.) к какому-либо субъекту политики и таким образом усиливающих или ослабляющих влияние этого субъекта на данную группу. Жесткая сила, «Hard Power», это прямые действия, направленные на объект-цель, военные операции, перевороты, захваты.
Мягкая сила реализуется на знаковом, символическом, ценностном и идейном уровне. Она запускает общественные стереотипы, влияет на восприятие, активирует исторические архетипы и коллективные представления масс. Использует психологически привлекательные формы подачи информации для реципиента.
Знаки и символы – виды информации, посредники между познающим и объектом познания. Люди не взаимодействуют напрямую с реальностью, а создают символы как искусственных посредников. Благодаря этому символы мягкой силы влияют на все сферы приватной и публичной жизни, становясь элементами общей и политической культуры.
Среди используемых символов и знаков наиболее эффективны те, которые ссылаются на первые уровни пирамиды Маслоу: используют обращения к безопасности, вызывают страх, основываются на патриотизме, семейных ценностях.
Мягкая сила использует «вирусную» информацию, транслируемую через социальные сети, новостные коммуникации. Контент мягкой силы содержит в себе образы, стереотипы, ценности распространенные в объекте влияния. Может ссылаться на историческую память входящих в объект групп. Это могут быть видеоролики, заметки с использованием знаменательных событий, исторических личностей, необычных происшествий – всего, что может вызвать интерес человека и способствовать дальнейшей ретрансляции материала к другому человеку или группе. Как пример – «репосты» в социальных сетях, пересказ новости или слуха. Цель такого информационного воздействия – создать настроение, вызвать сомнение, заложить фундамент мысли для смены отношения к объекту атаки.
Мягкая сила не используется для постоянного удержания власти или проведения реформ. Обычно эта стратегия промежуточного шага передачи власти над объектом воздействия либо кратковременного перехвата политического управления для захвата собственности объекта. Здесь под «объектом» понимается компания, регион, государство – некая структура на которую направлено влияние.
Так, в Словакии после свержения Мечара в 1998 году, несмотря на победу на выборах, в максимально короткие сроки в собственность США были переданы ключевые предприятия страны, изменившие структуру европейского рынка. Это пример одной из удачных операций Soft Power с целью захвата ресурсов и собственности.