Самара
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в Интернете и самых популярных социальных сетях, которой в России является социальная сеть «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Думы городского округа Самара в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 12 депутатов из 40 есть профиль в ВК. Из этих 12 депутатов только у 8 открытые и активные профили в ВК, что говорит об их стремлении эффективно работать с избирателями в ВК. У одного депутата есть группа поддержки в ВК. В таблице ниже также отмечены те профили депутатов, которые заброшены (красным цветом) и без публикационной активности (жёлтым цветом).
База друзей + подписчиков
У тех, депутатов, что имеют свои активные профили или группы в ВК есть определенное количество друзей + подписчиков от 161 до 11 015. В целом немного в масштабах Самары, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 70,83%% до 99,38%, что является хорошим показателем. Однако у одного депутата зафиксирован низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год. Разброс по количеству постов у депутатов Самары небольшой – от 31 поста за год у В.М. Барсука до 200 у С.В. Макушевой. Большинство депутатов, указанных в таблице ниже, проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют от 1 до 2 постов ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Выдающиеся проценты охвата к количеству избирателей зафиксированы у 3-х депутатов (Д.А. Квашин, С.В. Макушева, А.Х-Г. Рагимов). В совокупности они собрали за год охват в среднем в 18 раз больше, чем количество их избирателей во время последних выборов. Это значит, что бо́льшая часть избирателей видела посты этих депутатов в большом количестве в течение последнего года. Средние проценты охвата к избирателям зафиксированы у двоих депутатов (В.М. Барсук, А.П. Чернышев). Они за год собрали охваты на 90-160% больше, чем количество их избирателей во время последних выборов. Посты данных депутатов доходят до примерно 50-60% местного электората.

Низкие показатели охвата к количеству избирателей зафиксированы у 2-х депутатов (А.Д. Бакаева, С.В. Рязанов). Они за год собрали охваты на 20-40% больше, чем количество их избирателей во время последних выборов. Посты данных депутатов доходят до малой части местного электората. Зафиксированные данные говорят о том, что данным депутатам в своих профилях в ВК необходимо повысить публикационную активность и использовать современные подходы по формированию интересного для избирателей контента.

Количество избирателей по единым избирательным округам внутригородских районов Самары и одномандатным избирательным округам города в таблице указано за время проведения по внутригородским районам Самары очередных выборов депутатов Думы городского округа Самара в 2015 году.

Лучшими в данной дисциплине являются профили в ВК 3-х депутатов, у которых были зафиксированы большие охваты постов к количеству избирателей (Д.А. Квашин, С.В. Макушева, А.Х-Г. Рагимов).
Реакция на посты
Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние.

И здесь в этой таблице мы видим, что 3 депутата не пользуются всякими «накрутками» и ведут честную работу с избирателем в ВК (В.М. Барсук, Д.А. Квашин, С.В. Рязанов). По показателям профиля других 3-х депутатов можно сказать, что их посты недостаточно заинтересовывают избирателей и собирают небольшое количество реакций (А.Д. Бакаева, С.В. Макушева, А.П. Чернышев). Один депутат собирает реакции больше остальных, но процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции на его странице, у него не доходит даже до 10%, тем самым его посты не охватывают даже половину местного электората (А.Х-Г. Рагимов).

В данной дисциплине сильнейшим является депутат Д.А. Квашин – у него достаточно высокая активность избирателя на его посты, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть этот профиль депутата добивается основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Думы городского округа Самара во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне, бо́льшая часть депутатов пока не ведёт активной работы в соцсетях. Необходимо отметить, что только 8 депутатов имеют открытые и активные профили в ВК. Некоторые депутаты пытаются использовать, скажем так, «неэффективные способы» работы с избирателем, т. к. эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в соцсетях, то есть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр.

Но небольшая часть депутатов, а именно 3 депутата (В.М. Барсук, Д.А. Квашин, С.В. Макушева) ведут работу с избирателем во ВКонтакте на хорошем уровне.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Самаре насчитывается 908 433 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 654 386, что составляет 72,03%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона.

В Самаре мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Из региональных политических сил лидирует ЕР и по количеству подписчиков, и по количеству активностей. Причем ЕР опережает своих ближайших соперников в ВК больше чем в 2 раза по обоим показателям. Плотная борьба за самарских избирателей разворачивается между другими парламентскими партиями – ЛДПР, КПРФ и СР. По количеству подписчиков среди них впереди ЛДПР, а по количеству активностей КПРФ. Также необходимо упомянуть аутсайдеров – движение Навального при наличии 316 подписчиков совсем не имеет активностей в то время, как КР с 16 подписчиками набирает 4 активности за полгода.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Самары, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с ЕР в борьбу за местный электорат в ВК подключается движение Навального, КПРФ и ЛДПР. Движение Навального опережает всех по нижеуказанным показателям. За второе место борьба разворачивается между основными парламентскими партиями, среди которых у ЕР и ЛДПР оба показатели близки друг к другу, а КПРФ опережает своих соперников по количеству активностей, при этом уступая ЕР и ЛДПР по количеству подписчиков. СР и «Коммунисты России» по факту играют роль статистов в чужой игре, но в данном случае положение СР лучше, чем у КР.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • ЕР имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди самарских пользователей, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • У КПРФ, ЛДПР и СР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР пока не играет значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
  • Движение Навального не находит отклика среди самарских пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у самарских пользователей – у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что около 65% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим большой потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Самаре мы видим большую аудиторию «общественников», которая составляет 31% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 3% и потенциал роста остается колоссальным – 97%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda