Рязанская область
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
13 сентября 2020 года должны состояться региональные выборы в Рязанскую областную Думу. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов областной Думы в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности региональных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующим образом:

Из общей суммы депутатов в 35 человек только 14 человек имеют профиль ВКонтакте. Ни у одного депутата нет группы поддержки, закрытых аккаунтов так же нет. Есть 4 заброшенных профиля (у депутатов В.К. Сидорова, В.Н. Терёхина , С.В. Пупкова, А.А. Жукаева), далее в исследовании мы не будем учитывать их страницы. В итоге получается, что в Рязанской области лишь около трети депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
База друзей + подписчиков
У тех депутатов, которые имеют свои профили или группы в ВК, есть определенное количество друзей + подписчиков от 56 до 1 191. В целом не много в масштабах области, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей+подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 76,2% до 97,5%, что является хорошим показателем.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Рязанской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчет ведется следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Рязанской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Рязанской области предоставляет актуальные данные по численности избирателей по муниципальным округам, а не по избирательным).

Разброс по количеству постов у депутатов Рязанской области большой: от 4 постов за год у Г.Н. Гнускиной до 321 у Т.А. Баринова. Три депутата (Т.А. Баринова, Т.Н. Панфилова, А.В. Фомин) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют посты практически каждый день, что является очень хорошей практикой. Это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в собственной ленте. У депутата В.И. Материкина за последний год постов не выходило.

Охваты этих постов у большинства депутатов небольшие. Но у депутатов Т.А. Бариновой и А.В. Фомина мы замечаем выдающиеся охваты: за год Татьяна Анатольевна собрала охваты в 2,5 раза больше, чем количество ее избирателей, а Аркадий Васильевич собрал количество охватов равное половине избирателей всего региона, при перерасчете на среднюю численность избирателей округа получаются действительно ошеломляющие результаты (в 9 раз больше). Это значит, что часть их избирателей видела посты несколько раз в течение последнего года. То есть они такими охватами пробивают «информационную слепоту» избирателя в соцсетях и доносят свои посты до части своего электората. Те депутаты, которые имеют небольшие охваты постов, «не доходят» до своего избирателя в соцсетях. Особенно обидно за тех депутатов, которые публикуют посты почти каждый день, но при этом имеют небольшие охваты, потому что это напоминает работу «в стол», когда её видит маленькое число пользователей. Смысл такого активного постинга с низкими охватами теряется.

Следует положительно отметить 3 профиля депутатов в этой дисциплине: А.Е. Ачалов, А.В. Фомин и Т.А. Баринова. Теперь мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM и в регионах, и это не может не радовать.
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или пользователи из других регионов.

И в этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуется «накрутками» и ведет честную работу с избирателем в ВК.

В данной дисциплине в тройку сильнейших выходят А.В. Фомин, Т.А. Баринова и А.Е Ачалов, у них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Областной думы Рязанской области во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне, большая часть депутатов пока не ведет активной работы в соцсетях. Часть депутатов пытается использовать «неэффективные способы» работы с избирателем, которые не позволяют дойти до живого избирателя в соцсетях, а стало быть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр.

Но небольшая часть депутатов, а именно: А.В. Фомин, Т.А. Баринова и А.Е. Ачалов, ведет работу с избирателем во ВКонтакте на высоком уровне, что не может не радовать.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Рязанской области насчитывалось 908 154 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети ВКонтакте 284 809, что составляет 31,36%. Это говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в регионе по сравнению с другими субъектами.

Проанализировав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Это те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и от трех (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности.

В данном регионе мы увидели низкие показатели общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК, но, к сожалению, они таковы во многих субъектах России.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода местных общественно-политических движений и партий. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Из местных региональных партий лидируют ЕР и ЛДПР. Причем ЕР значительно опережает ближайшего соперника в ВК.
Далее мы собираем все активности, которые оставляли пользователи ВК из Рязанской области за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических партий и общественных движений. Здесь картина несколько меняется: на первое место выходит движение Навального, на второе место переходит ЕР, и на третьем — КПРФ. А КР и СР по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Единая Россия имеет высокие показатели не только на выборах, но и наиболее сильные позиции в регионе в социальных сетях.
  • ЛДПР в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, но, продолжая активную работу, партия могла бы собрать большую аудиторию электората на своих аккаунтах. КПРФ демонстрирует хорошую активность только в общефедеральных пабликах.
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который пока не использован.
  • КР и СР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста по вовлеченности ЦА политиков и политических партий в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона, которые следят за действующими политиками в соцсети, подписаны на группы и страницы политиков и политических партий и активно реагируют на контент в этих сообществах.
По данным цифрам видно, что более половины аудитории местных жителей пользователей ВК пока не охвачено региональными политическими силами. Также можно заметить большой потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте — это «общественники», те кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которая интересуется общественной жизнью региона, которая подписана на общественные группы и активно реагирует на контент в этих сообществах.

В Рязанской области мы видим достаточно маленькую аудиторию «общественников», которая составляет только 12% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено только 1,63%, и потенциал роста остается значительным - 98%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda