Ростов-на-Дону
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
Более 2/3 россиян активно пользуется Интернетом и социальными сетями в частности. Потенциальный электорат тратит до 40% в день на социальную сеть «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где, как планировалось ранее, во второе воскресенье сентября 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Ростовской городской Думы в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 10 депутатов из 40 есть профиль в ВК. Из этих 10 депутатов только у 5 есть активные и открытые профили в социальной сети, что показывает их открытость в работе с избирателями. У одного депутата с неактивным профилем в ВК имеется группа поддержки.
База друзей + подписчиков
У депутатов, имеющих свои активные профили или группы в ВК, имеется определенное количество друзей + подписчиков, количество которых варьируется от 12 до 426. В целом мало в масштабах Ростова-на-Дону, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы можем отметить, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 58,42% до 91,75%, что является хорошим показателем. Однако у части депутатов низкие показатели (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.
Посты и охваты
Статистика по постам представлена за последний год. Из 5 депутатов активными профилями можно назвать только у 3 троих: у них наблюдается достаточная активность по размещению постов для фиксации их охвата. Разброс по количеству постов у депутатов Ростова-на-Дону имеется– от 38 поста за год у А.А. Котлярова до 215 у В.Н.Камышного. Трое отмеченных в таблице депутатов проявляют высокий уровень активности, осуществляя системный постинг. Они публикуют от 1 до 2 постов ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь с потенциальным избирателем и располагать его к себе.

Необходимо отметить, что в данной дисциплине профили ростовских депутатов в ВК показали низкие проценты охвата к избирателям. Однако один депутат (А.А. Котляров) за год собрал охват на 19% больше, чем количество избирателей в его округе во время последних выборах (выборы депутатов Ростовской городской Думы шестого созыва). Это является неплохим результатом, который нельзя не отметить.

Совсем низкие проценты охвата к избирателям зафиксированы у двоих депутатов (В.Н. Камышный, А.В. Пономарев), которые за год собрали охваты на 1-7% больше, чем количество избирателей в их округах во время последних выборов. Посты данных депутата не доходят в нужной степени до местного электората.

К сожалению, в данной дисциплине ни одного из депутатов не представляется возможным особенно отметить за хорошие показатели. Зафиксированные данные свидетельствуют о том, что ростовским депутатам в своих профилях в «Вконтакте» необходимо повысить частоту постинга и использовать современные подходы для формирования увлекательного контента для электората.
Реакция на посты
Действительную ситуацию в аккаунтах отражают реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и анализируем, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние люди.

В таблице видно, что один депутат не пользуется всякими «накрутками» и ведёт честную работу с избирателем в ВК. По показателям профиля одного депутата можно сказать, что его посты не заинтересовывают избирателей и собирают минимальное количество реакций (В.Н. Камышный). Один депутат собирает реакции больше остальных, но процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции на его странице, у него не доходит до 50, тем самым его посты не охватывают бо́льшую часть местного электората (А.В. Пономарев).

При анализе данного показателя сильнейшим оказался депутат А.А. Котляров. У него прослеживается относительно высокая активность избирателя в ответ на посты. Хочется отметить, что эта активность чистая, отражает реакции«живого» местного избирателя, а, стало быть, профиль данного депутата способен добиваться основных целей избирательной кампании на просторах социальных сетей.
Общие выводы
Общая активность депутатов Ростовской городской Думы во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне. Большая часть депутатов пока не распространяют свои предвыборные кампании на социальные сети. В частности, об этом говорят низкие показатели реакций на посты в профилях депутатов.

Из всех имеющих профиль хочется отметить А.А. Котлярова, заинтересованность которого в ведении активной работы с избирателями в Интернете очевидна и находится на хорошем уровне.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Ростове-на-Дону насчитывается 791 167 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей «ВКонтакте» 595 962, что составляет 75,33%. Данные цифры говорят о высоком уровне заинтересованности ростовчан в социальной сети «ВКонтакте».

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы нашли тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Разные уровни вовлечённости в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), отражающей в разной степени интерес в общественных процессах города.

В данном городе можно наблюдать средний уровень вовлеченности местной аудитории в общественную «сетевую» жизнь в «Вконтакте».
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что мы оцениваем, это активности местных политических сил за последние полгода. Традиционно мы берем 6 основных представителей: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Из региональных политических сил лидируют ЕР и движение Навального. Причем движение Навального опережает своего ближайшего соперника в ВК только по количеству подписчиков, а по активностям впереди ЕР.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Ростова-на-Дону, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с ЕР и движением Навального в борьбу за местный электорат в ВК подключается КПРФ и ЛДПР. Движение Навального опережает по нижеуказанным показателям, второй твёрдо идёт ЕР. У ЛДПР с КПРФ практически не отличается количество ростовских подписчиков, но по активностям КПРФ уверенно идёт вперёд. СР и «Коммунисты России» занимают отстающие позиции и, можно сказать, не участвуют в локальной «игре» в сети.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте», при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • Единая Россия при высоких показателях на выборах в ВК пока демонстрирует невысокие показатели активности и находится на втором месте, что вызывает определённые вопросы к правящей партии РФ.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для местного развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР пока не занимают значимых позиций во взаимодействии с аудиторией Ростовской области в «ВКонтакте».
Потенциал роста
Рассмотрим общий потенциал роста муниципальных политиков и политических сил в городе, а также постараемся понять, на какие уровни возможно выйти в ближайшее время депутутам и партиям в Ростове-на-Дону в ВК. В этом аспекте мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты депутатов, политических партий и движений, часто реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что более 95% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены политическими силами и мы видим огромный потенциал для роста влияния муниципальных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте — это «общественники». Те, кто живо интересуется общественными процессами родного города. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, интересующихся общественной жизнью региона; аудиторию, подписанную на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь муниципалитета и активно оставляющую свои реакции в этих аккаунтах.

В Ростове-на-Дону мы видим небольшую аудиторию «общественников», которая составляет около 21% от общего количества избирателей. Это тот процент электората, за который политическим силам целесообразно бороться в социальных сетях на данный момент. Из всей этой аудитории местным политическими силами охвачено только 0,2% и потенциал роста остается колоссальным – практически 100%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda