Развожаев М.В.
Обзор активности губернатора и электората Севастополя во ВКонтакте

В связи с повсеместной массовой цифровизацией социальные сети обретают все более важную роль в политическом пространстве. На сегодняшний день социальная сеть ВКонтакте пользуется наибольшей популярностью среди россиян. ВКонтакте уже несколько лет представляет собой одну из основных платформ для политической и электоральной деятельности, через нее происходит значимая часть предвыборной агитации и, так же, ВКонтакте способствует установлению связи политиков и депутатов с населением, что крайне важно в современных политических реалиях России. Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в главы региона. Замеры активности проводились в марте и апреле, профили губернаторов анализировались за последний год (апрель 2019 – апрель 2020).

Общая информация
ВРИО губернатора Севастополя – Развожаев Михаил Владимирович, заступил на пост 11 июля 2019 года, и на данный момент он участвует в предвыборной гонке за должность губернатора, состоит в партии «Единая Россия». Он присутствует ВКонтакте более полутора лет и на данный момент достаточно популярен в сети, сама страница ведется профессионально – посты публикуются регулярно, оформлены качественно, контент актуальный и соответствует политической и общественной повестке. Так же Михаил Владимирович имеет профиль на Facebook.

База друзей + подписчиков
Население Севастополя 449 тысяч человек, из них 317 тысяч являются избирателями. По нашим данным видно, что очень маленькое число избирателей подписаны на ВРИО Севастополя, но рассмотрим это детально. Мы видим, что база друзей и подписчиков достаточно чистая – 88% весьма высокий показатель. Это значит, что подписываются на данный профиль реальные люди, активно пользующиеся соц.сетью, не применяются технологии накрутки. Стоит отдельно отметить динамику увеличения числа подписчиков, на 4 июля их уже более 19 тысяч. За короткий срок популярность профиля выросла более чем в два раза. Это свидетельствует об активной предвыборной кампании, и явному возрастающему интересу избирателей к губернатору, и можно увидеть профессиональный подход к администрированию страницы, скорее всего над профилем работает SMM-специалист.
Посты и охваты
Посты достаточно просматриваемы – по этим данным видно, что примерно 2 раза каждый потенциальный избиратель видел хотя бы 1 пост Михаила Владимировича. Среди друзей и подписчиков каждый видел пост более двух раз. Это достаточно высокие показатели просматриваемости. Как и количество подписчиков, число постов на профиле существенно возросло с момента осуществления замеров - число постов увеличилось в 4 раза. Это можно связать не только с активной предвыборной компанией, но и с деятельностью ВРИО в период пандемии коронавируса, которая активно освещалась на странице.
Реакция на посты
Важным показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты Михаила Развожаева. Были собраны все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние. Каждый подписчик оставляет около 6 реакций, значит, подписчики проявляют интерес к публикациям. Процент местного населения среди тех, кто оставляет реакции средний. Это можно объяснить тем, что ранее Михаил Владимирович являлся ВРИО республики Хакассии, именно в тот период он начал вести свою страницу в социальной сети, и таким образом часть хакасской аудитории продолжила поддерживать губернатора и в Севастополе.
Общие выводы
Общая активность ВРИО губернатора Севастополя находиться на высоком уровне. Существует значительная динамика прироста подписчиков - вероятно, профилем занимается SMM-специалист.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год численность избирателей Севастополя составляет 317 865 человек, из них 64% граждан активны ВКонтакте, это 203 010 человек. Это говорит о высоком уровне проникновения социальной сети в городе.

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни города, мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (в 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах Севастополя.

Основываясь на полученных нами данных, можно сделать вывод о заинтересованности избирателей в общественной жизни региона. 32% и 25% это высокие показатели общественной активности – примерно треть избирателей так или иначе включены в политическую и социальную повестку. Именно на них направлены основная агитация и, скорее всего, именно эти граждане активнее участвуют в выборах в качестве избирателей.
Активность политических партий и движений в регионе
Традиционно мы берем для анализа основные политические силы в России: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального. Мы анализируем активности пользователей, которые она оставили на общефедеральных аккаунтах политических сил.
Лидеров федеральных политических сил Севастополя является движение Алексея Навального. С серьезным отрывом далее идет Единая Россия и ЛДПР. Хотя в целом, результаты заинтересованности граждан в федеральной политической повестке невысокие. Вероятно, движение Навального показывает высокие результаты не из-за массовой поддержки местных жителей, а в результате особенностей его политической деятельности, которая концентрируется в интернет-пространстве.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • ЛДПР и ЕР имеет наиболее сильные позиции в регионе, и при определённой активной работе партия смогла бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах, но лидером по активности на федеральном уровне является движение Навального.
  • КПРФ демонстрирует невысокие показатели как в региональных, так и в общефедеральных сообществах.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Анализ ведется на данных местной аудитории пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это политически активная аудитория, регулярно интересующаяся политической и общественной жизнью, подписана на местные партии и политиков, активно оставляет реакции в сети.
По данным видно, что больная часть аудитории местных пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы очень высокий потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК – 85%.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это те, кто живо интересуется общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на массовые общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Севастополе мы видим достаточно большое число общественников – около трети избирателей представляют интерес на выборах, именно за их голоса ведется агитационная борьба. Но аудитория практически не охвачена региональными политическими силами: потенциал роста ЦА максимально высокий.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.


Made on
Tilda