Специфика политического имиджа
Политический имидж является видом социального имиджа вообще. В силу этого он обладает рядом специфических черт.
Отметим наиболее значимые из них:
— политический имидж всегда направлен на самые широкие слои населения, так называемые массы, он постоянно апеллирует к большим социальным группам, практически нивелируя индивидуальный контекст;
— с другой стороны источником политического имиджа в большинстве случаев выступает именно индивид, политический деятель или лидер.
Роль индивида в политике в имиджевом отношении намного более значительна, чем роль групповых объединений (партии или движения).
В этом смысле развитие политического имиджа часто протекает по линии «индивид-группа», при этом ведущая роль принадлежит, очевидно, индивиду. Задача в данном случае формулируется предельно просто: как сформировать свое поведения так, чтобы «попасть» на групповые ожидания.
Основными проблемами в отношении формирования политического имиджа, как правило выступают следующие: анализ групповых ожиданий и оценка той группы, на которую направлен сам имидж.
Оценка группы, на которую направлен имидж может варьировать и зависит в первую очередь от позиции самого кандидата. Это может быть небольшая часть населения, к примеру, пенсионеры или молодежь, с другой стороны это может быть самая широкая группа, такая как нация. В данном случае выбор целевой группы определяется факторам вне имиджа (амбициями, целью, возможностями и т.д.).
Анализ групповых ожиданий представляет собой, вероятно, самую сложную часть формирования имиджа. Это связано с тем, что группа часто сама не может адекватно сформулировать собственные ожидания от политика. Примером такому положению дел служит феномен диктатуры, когда большие слои населения на первых этапах с восторгом принимают тиранию, при этом по при оценке общественного мнения единогласно будут утверждать, что стоят за демократию и широкое участие народа во власти. В истории таких случаев предостаточно, особенно показательны примеры прошлого века.
Важной компонентой политического имиджа также выступает необходимость индивидуальной работы каждого политика по созданию так называемой харизмы. Не секрет, что люди, которые обладают харизматическим влиянием на широкие массы населения в силу собственных психологических особенностей, часто превосходят по своей имиджевой компоненте политиков с хорошо поставленным имиджем и публичной речью. Иными словами, кому-то надо долго работать над своим политическим имиджем, а кому-то много из него дается легко.В практическом смысле главное, что стоит понять – это колоссальная важность индивидуального компонента политического имиджа. Имидж политика, лидера всегда важнее, чем имидж политической организации или группы, которую он представляет. Важность феномена лидерства также раскрывается в политическом имидже. Без грамотного политического имиджа политическое лидерство невозможно. Это определяется тем, что групповые ожидания в отношении лидера всегда завышены, часто они даже имеет слабое отношение к реальности, но само общественное мнение вопросом реальности, как правило, не задается. В этом смысле уверенное политическое лидерство, особенно над большими массами населения практически невозможно реализовать без грамотного политического имиджа. В ином случае каждый политик фактически обречен на постоянные ошибки, некоторые из них могут стоить ему всей политической карьеры.
Made on
Tilda