Ст. 20.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает обязанность граждан, претендующих на замещение должности гражданского служащего или являющихся гражданскими служащими раскрывать информацию о своей деятельности в сети интернет. ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» так же предусматривает обязанность граждан, как претендующих на замещение муниципального служащего, так и самого муниципального служащего раскрывать информацию о своей деятельности в сети интернет в том же порядке и сроках, как это обязаны делать гражданские служащие, а также претендующие на замещение должности гражданского служащего (ст. 15.1 вышеназванного источника права).
Так, необходимой информацией является: сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых вышеназванные субъекты права размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.
В законе идет речь только о информации обладающей рядом свойств:
- Общедоступность (отсутствие ограниченности доступа)
- Возможность идентифицировать автора информации (ФИО разместившего, иные идентификационные данные, включая дату рождения, место работы).
- Различия по характеру информации, предоставляемой работодателю так же разнятся в связи со статусом субъекта права: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу, а гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации (до 1 апреля), за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.
- Данные норма права, при ближайшем рассмотрении, предусматривают так же особенную форму предоставления информации. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р приводит подробную форму отчетности, однако практически не давая каких-либо комментариев о сущности предоставляемой информации. Так, по логике законодателя, необходимо предоставлять адреса страниц в сети «Интернет» (полный адрес url, включая, очевидно и аккаунты в социальных сетях).
Необходимо сразу дать комментарии на счет оговорки о «общедоступной информации в рамках исполнения обязанностей гражданского служащего». Особенного разъяснения о такой информации в нормативных правовых актах нет, однако мы можем обратиться к «Типовым условиям использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» (утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19.09.2016 N 6), которые дают разъяснению понятия «открытые данные». В качестве примера, мы можем привести разъяснения о сути открытой информации в ст. 7 ФЗ № 8- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», где говорится о обязанности муниципальных органов размещать в сети интернет «общедоступную информацию».
После вступления в законную силу норм права, регулирующих данную обязанность, Министерство труда и социальной защиты дало свои официальные комментарии по злободневной тематике. В качестве разъяснений о примерах, не требующих информирования были приведены: создание гражданским служащим официального аккаунта государственного органа в интернете, осуществление функций пресс-секретаря с размещением на персональном сайте официальной информации государственного органа. Так же пресс-служба Минтруда дала комментарии о тех, кто не пользуется социальными сетями или пользуется, скрывая свои идентифицирующие признаки: так, в таком случае требуется «подтверждение данного факта в письменной форме».
Необходимо так же описать круг ответственных лиц по указанным требованиям законодательства. Так, данные нормы права распространяются на работников аппаратов правительства, на сотрудников администрации и управделами президента, Госдумы, Совета Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, а также на чиновников Генпрокуратуры и аппарата Следственного комитета. Интересно отметить, что Президент, премьер министр, министры, депутаты и сенаторы под этот закон не подпадают.
Таким образом, мы можем понять, что, не смотря на достаточно расплывчатые понятия о порядке предоставления отчетности, а также о смысле отчетности, необходимо отметить серьезную тенденцию закрепления отчетной системы о действиях в сети Интернет, до этого свободную от каких-либо серьезных регулирований со стороны законодателя.
Всем современным политикам, а также политическим деятелям необходимо понимать ценность своих слов, выраженных в интернете. 2016 год запомнится чиновникам рядом скандалов, связанных с личной позицией, выложенной в социальных сетях. Грамотное планирование и позиционирование информации, подаваемой от чиновника или политического деятеля является, по сути залогом не только популярности, но и продвижения по службе.