О.А. Николаев
Обзор активности губернатора и электората Чувашской республики во ВКонтакте
13 сентября 2020 года в различных субъектах Российской Федерации должны состоятся выборы глав регионов. В этой связи агентство Elect-Assist запустило масштабное исследование, направленное на анализ присутствия высших должностных лиц субъектов РФ в социальной сети «ВКонтакте». Исследование позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании и выявить степень готовности кандидатов к взаимодействию с избирателями онлайн. Ниже представлена информация об активности в социальной сети «ВКонтакте» врио главы Чувашской Республики, Николаева Олега Алексеевича. Замеры проводились в апреле и мае 2020 года, взятый временной промежуток – 1 год (апрель 2019 - апрель 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально еще не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
Олег Алексеевич Николаев имеет в социальной сети «ВКонтакте» и собственный профиль, и персональное сообщество. Профиль верифицирован и регулярно обновляется. Сообщество не верифицировано, но здесь также регулярно публикуются посты политического характера. И профиль, и сообщество направлены на поддержание имиджа врио главы республики и содержат соответствующий контент. Таким образом, врио главы Чувашской Республики ведет образцовые профиль и сообщество во «ВКонтакте».
База друзей + подписчиков
Ниже представлена таблица с информацией о друзьях и подписчиках врио главы Чувашской Республики. Сообщество Николаева Олега Алексеевича насчитывает 3 232 человека, тогда как профиль имеет всего 720 друзей + подписчиков. Это совсем не много в масштабах республики, однако количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим фактором в агитационной кампании в социальных сетях.

Как можно сразу заметить, процент ботов и забаненных на официальных страницах врио главы республики ничтожно мал. Это значит, что в процессе создания рассматриваемых страниц не использовали ботов и искусственно не увеличивали базу подписчиков. Количество неактивных пользователей, то есть не появлявшихся в сети более месяца, тоже невелико. В целом, процент «живых» и при этом активных пользователей превышает 90% на обеих страницах. Это очень хороших результат, который говорит о честной и небесполезной работе над продвижением в сети.
Посты и охваты
Статистика по постам снята за последний год (апрель 2019 – апрель 2020). Николаев Олег Алексеевич демонстрирует высокий уровень активности. Новая информация на страницах публикуется достаточно часто, что говорит о желании потенциального главы республики поддерживать контакт со своим избирателем.

Охват публикуемых постов неплохой, однако он затрагивает лишь небольшую часть избирателей региона. Процент охвата 1 поста к друзьям + подписчикам профиля сильно превышает 100%, тогда как процент охвата тех же постов к избирателям не достигает и 5%. Посты сообщества просматривает больше пользователей из нужного нам региона, однако процент охвата 1 поста к друзьям + подписчикам там сильно меньше. Соответственно, далеко не вся целевая аудитория получает актуальную информацию с официальных страниц.

Таким образом, Николаев Олег Алексеевич очевидно заинтересован в своем продвижении в социальных сетях и намерен использовать современные средства взаимодействия с избирателями. Но увы, несмотря на регулярное присутствие в сети и высокую активность на своих страницах, его работа не доходит до большого числа избирателей, и соответственно, не охватывает целевую аудиторию насколько это возможно.
Реакция на посты
Реакции на публикуемые посты – важнейший показатель для оценки качества размещаемой информации и в целом эффективности предвыборной кампании в социальной сети. В таблице ниже представлена статистика по реакциям и оставившим их пользователям. Из всех отреагировавших на полученную информацию пользователей был выявлен процент «живых» и непосредственно проживающих в Чувашской Республике, то есть являющихся целевой аудиторией врио главы республики.

Показатели оказались, в целом, удовлетворительными. Реакций на посты не так много, но зато все они оставлены «живыми» пользователями, не ботами. Самый важный показатель в этой таблице – процент местных. И по профилю, и по сообществу он составляет около 60%.
Общие выводы
Николаев Олег Алексеевич активно использует свои аккаунты в социальной сети «ВКонтакте» в политических целях. На личной странице и в персональном сообществе ведется плодотворная работа по продвижению нынешнего врио главы Чувашской Республики. Тем не менее, существенных успехов добиться пока не удалось. В первую очередь это связано с низким охватом целевой аудитории в сети, а именно активных пользователей из Чувашской Республики.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Чувашской Республике насчитывается 926 299 избирателей. Активными пользователями «ВКонтакте» из них являются 353 194 человека. Таким образом, доля аудитории «ВКонтакте» Чувашской Республики составляет 38,13% от общего числа избирателей. Это средний результат в сравнении с другими регионами.

Однако наибольший интерес представляют не просто активные пользователи социальной сети, а те из них, кто оказывается вовлечен в общественный дискурс. В процессе сортировки наиболее многочисленных сообществ Чувашии «ВКонтакте» были выбраны те, которые так или иначе имеют общественную тематику. Далее был произведен анализ подписчиков этих сообществ: собраны те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе («Пользователи, активно интересующиеся общественной жизнью региона (от 1-го)»), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и кто состоит в трех (от 3-х). Полученные результаты позволяют сделать вывод о разной степени вовлеченности людей в общественную жизнь республики. На основании этих данных был определен объем потенциальной целевой аудитории среди пользователей «ВКонтакте» из Чувашской Республики. Процент такой аудитории оказался всего 13,58% от общего числа избирателей, что свидетельствует об относительно невысоком уровне заинтересованности местных пользователей в общественной жизни своей республики.
Активность политических партий и движений в регионе
На следующем этапе исследования рассматривалось взаимодействие местной интернет-аудитории и различных политических сил. Традиционно на предмет активности в «ВКонтакте» были проверены 6 политических сил: политические партии «Единая Россия» (ЕР), ЛДПР, КПРФ, «Коммунисты России» (КР), «Справедливая Россия» (СР) и движение Навального.
В таблице представлена информация о присутствии и активности электората Чувашской Республики в общефедеральных сообществах основных политических сил. На сегодня нельзя сказать об очевидном перевесе какой-либо из рассматриваемых политических сил в Чувашии, так как ни одна из политических партий пока не добилась существенного преимущества по сравнению со своими соперниками. Движение Навального опережает все политические партии по количеству подписчиков и активностей, но охват аудитории избирателей в Чувашии у него также остается невысоким.
Далее рассматривалась локальная активность тех же политических сил за год. Все представленные в таблице ниже сообщества характеризовались узкой региональной направленностью, то есть были рассчитаны именно на избирателей Чувашской республики. Так, было выявлено, что наибольший интерес для жителей Чувашии представляют местные сообщества «Единой России» и движения Навального. На долю «Единой России» выпадает 1 221 живой и местный подписчик. Движение Навального имеет 880 подписчиков. Остальные по этим показателям отстают и не отличаются высоким уровнем популярности в регионе.
Выводы
В целом, расклад сил на платформе социальной сети «ВКонтакте» в отношении Чувашской Республики выглядит следующим образом.

  • Движение Навального стабильно привлекает наибольшее внимание местного избирателя, используя при этом ресурсы как локальных, так и общефедеральных сообществ.
  • «Единая Россия» также остается лидером в регионе и удерживает свои показатели на относительно неплохом уровне.
  • ЛДПР, КПРФ и СР занимают пока скромные позиции по сравнению со своими соперниками и не отличаются особыми успехами в проведении PR-кампании онлайн.
  • Коммунисты России на сегодняшний день не представляют из себя серьезных игроков на политической арене и не пользуются поддержкой общественности Чувашской Республики в интернете.
Потенциал роста
В завершение исследования был рассмотрен потенциал роста для политических сил на платформе социальной сети «ВКонтакте». Сначала было взято число пользователей, активно интересующихся общественной жизнью региона. Это те пользователи, которые оказались подписаны на сообщества, имеющие контент общественного характера. Результаты анализа показали, что политические силы на сегодня охватывают эту аудиторию лишь на 13,46%. Соответственно, потенциал роста по охвату аудитории в регионе составляет 86,54%.
Однако в первую очередь представляется целесообразным сделать акцент на продвижении среди политически активных граждан республики. Ниже показаны результаты анализа охвата политическими силами избирателей, которые активно интересуются политикой. Это те пользователи, которые подписаны на страницы действующих политиков, политических партий и движений. Охваченными политическими силами оказалось 77,05% заинтересованных избирателей. Это неплохой результат по сравнению с другими регионами, однако он оставляет еще 22,92% политически активной аудитории незадействованными в политическом дискурсе региона.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda