Каждый тип кампаний отличается механизмами ведения и источником денежных ресурсов. На данный момент самой популярной является первая модель избирательной кампании, при ее реализации кандидат является продуктом, который продают электорату. Следующие два типа обычно убеждают избирателей в исключительности кандидата. Неструктурированная модель становится неактуальной, так как зиждется на бескорыстной поддержке кандидата, а такой подход найти все тяжелее. Идеальным вариантом является комплексная модель избирательных кампаний, сочетающая в себе практически все вышеперечисленные виды.
Понятие стратегии избирательной кампании подразумевает общее направление действий, содержание призывов и агитации кандидата и его команды в предвыборной гонке. Стратегия предусматривает концентрацию всех имеющихся ресурсов на важнейших участках для приобретения неоспоримого преимущества перед соперником.
Для выработки правильной стратегии избирательных кампаний мы поводим сбор информации, выделяем основные пожелания избирателей, исследуем политические и культурные особенности электората. Таким образом, стратегия избирательной кампании полностью соответствует кандидату и его основным целям.
Тактика избирательных кампаний требует от своих реализаторов постоянного творческого процесса. В каждом отдельном случае необходимо создать нечто новое и эффективное. Особенно это касается или новичков на политической ниве или напротив тех, кто выиграл или проиграл уже немало выборов.
Одним из средств тактики избирательной кампании является составление и поддержание имиджа кандидата, его близость к народу и готовность к активным действиям. Немаловажной частью тактики является поддержка кандидата в СМИ, подготовка лозунгов, печатной и агитационной продукции. В основе тактики избирательной кампании лежит, в сущности, реклама кандидата.
Выделяются несколько этапов избирательных кампаний. Первый, так называемый «нулевой» этап, характеризуется переговорами, подбором команды, анализом обстановки и другими предварительными действиями.
Для периода «раскачки» и подготовки характерно решение бытовых и других вопросов, связанных с размещением и функциональностью аппарата. Важно обеспечить команду связью, техникой, решить логистические вопросы. На этой ступени организовывается связь с общественностью, СМИ.
Этап избирательной кампании по плановым действиям осуществляет агитационную работу, изготовление и раздачу листовок, размещение статей в средствах информации, проведение встреч, конференций, интерактивное общение кандидата с избирателями.
Финишный этап заставляет команду своевременно реагировать на любые пертурбации, более активно влиять на избирателей. Завершающим этапом избирательной кампании считается отчетный, когда кампания уже завершена, а голоса подсчитаны.