Роль агитации и пропаганды в современном мире
Истоки современной пропаганды мы можем с вами наблюдать и в XV веке. Так, когда английский король Ричард III из династии Йорков был убит в XV веке в битве при Босворте, трон заняли короли из новой достаточно короткой династии Тюдоров. Насильственное смещение законного короля требовали от Тюдоров дополнительных усилий для легитимации их нахождения на престоле. С помощью Томаса Мора и Джона Мортона была написана книга «История Ричарда III», на основе которой была создана знаменитая пьеса Шекспира «Ричард III». Именно благодаря этим двум пропагандистским работам в Англии в общественном сознании было полностью изменено представление о последнем из Плантагенетов на английском престоле, о Ричарде III. Это, наверное, первое успешное широкое пропагандистское мероприятие, с привлечением известных философов и драматургов, почти полностью поменявших общественное мнение на 500 лет вперед.

В последующие века мастерство агитации и пропаганды успешно развивалось. В нашей стране мы хорошо помним, как европейцами создавались мифы о «потемкинских деревнях» в России в конце XVIII века, а также как негативно освещалась европейскими газетами Крымская война середины XIX века. Цели подобных искусственных мифов были вполне определенными – сформировать негативное общественное мнение о России.

Также в европейских странах, прежде всего в Англии и Франции, оттачивалась пропаганда против «внутренних» врагов. В зависимости от политической конъюнктуры это мог быть как Наполеон, так и капитан Дрейфус.

В XX веке с приходом новых способов транслирования информации как радио, кинематограф, телевидение и интернет, пропаганда вышла на совершенно новый уровень. Кроме того, новые формы государственного управления, которые мы видели в нацистской Германии и в СССР, также требовали новых способов пропаганды.

Таким образом, можно сказать, что к концу XX века пропаганда в некотором смысле становится тем же, чем было огнестрельное оружие в ранее новое время. Это то, что должно быть у вас на вооружении.

Если вы по какой-то, допустим гуманистической, причине, попытались бы отказаться от огнестрельного оружия, то вас ожидали бы самые нехорошие последствия. В мире мы знаем лишь один относительно успешный пример, когда целая страна – Япония, отказалась от огнестрельного оружия на более чем 200 лет, чтобы не разрушать основы своего общества. Правда, ей потом пришлось ускоренно наверстывать упущенное.

А как дело обстояло в Европе? В Европе такое было невозможно, если кто-то из мелких европейских правителей на заре появления огнестрельного оружия отказывался от его применения, то он тут же с удовольствием поглощался предприимчивым соседом, без лишних гуманистических угрызений совести.

Так и с пропагандой – мы своими глазами видели, как в 80-е годы XX века, когда Советский Союз отказался в одностороннем порядке от собственной пропаганды почти на 20 лет, то его практически сразу не стало.

Это был уникальный, но негативный пример, который хорошо нам продемонстрировал, что будет, если вы не будете жестко отстаивать ваши интересы, в том числе и на информационном поле.

Сегодня, с глубоким проникновением интернета в самые широкие массы актуальность политической агитации и пропаганды, прежде всего в интернете приобретает новое доселе не виданное звучание. И, на мой взгляд, становится все более очевидным, что если вы самоустраняетесь от активных действий в информационном поле интернета, то последствия от такого самоустранения вполне предсказуемы.
Made on
Tilda