Р.Н. Минниханов
Обзор активности президента и электората Татарстана во ВКонтакте

13 сентября 2020 года в различных субъектах Российской Федерации должны состоятся выборы глав регионов. В этой связи агентство Elect-Assist запустило масштабное исследование, направленное на анализ присутствия высших должностных лиц субъектов РФ в социальной сети «ВКонтакте». Исследование позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании и выявить степень готовности кандидатов к взаимодействию с избирателями онлайн. Ниже представлена информация об активности в социальной сети «ВКонтакте» действующего президента Татарстана, Минниханова Рустама Нургалиевича. Замеры проводились в апреле и мае 2020 года, взятый временной промежуток – 1 год (апрель 2019 - апрель 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально еще не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
Рустам Нургалиевич Минниханов имеет в социальной сети «ВКонтакте» личный верифицированный профиль. Профиль является активным, то есть регулярно обновляется.
База друзей + подписчиков
Ниже представлена таблица с информацией о друзьях и подписчиках профиля Минниханова Рустама Нургалиевича. Относительно населения Татарстана количество друзей + подписчиков страницы президента республики остается небольшим, однако количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим фактором в агитационной кампании в социальных сетях. Процент живых пользователей достигает 83,90%. В общей сумме процент живых и при этом активных пользователей составляет 50,36%. Большой процент неактивных пользователей, то есть не появлявшихся в сети более месяца, говорит о неэффективном ведении страницы. Только половина друзей + подписчиков профиля является активными пользователями, тогда как другая половина контент со страницы не получает или получает нерегулярно.
Посты и охваты
Статистика по постам снята за последний год (апрель 2019 – апрель 2020). Минниханов Рустам Нургалиевич демонстрирует высокий уровень активности и публикует новые посты достаточно часто, что говорит о желании поддерживать контакт со своим избирателем. Средний охват публикуемых постов хороший, процент охвата к избирателям превышает 100%, однако процент охвата одного поста непосредственно к подписчикам составляет лишь 32,32%. Таким образом, посты сообщества просматривает только небольшая часть друзей + подписчиков и, соответственно, целевой аудитории в интернете.
Реакция на посты
Реакции на публикуемые посты – важнейший показатель для оценки качества размещаемой информации и в целом эффективности предвыборной кампании в социальной сети. В таблице ниже представлена статистика по реакциям и оставившим их пользователям. Из всех отреагировавших на полученную информацию пользователей был выявлен процент «живых» и непосредственно проживающих в Татарстане, то есть являющихся целевой аудиторией.

Показатели оказались, в целом, неплохими. Реакций на опубликованные посты очень много, и практически все они оставлены «живыми» пользователями, не ботами. Однако, самый важный показатель в этой таблице – процент местных. К сожалению, процент местных из оставивших реакции составляет лишь 16,85%.

Общие выводы
Минниханов Рустам Нургалиевич активно использует свой аккаунт в социальной сети «ВКонтакте» в политических целях. Тем не менее, существенных успехов добиться пока не удалось. В первую очередь это связано с низким охватом целевой аудитории в сети, а именно активных пользователей из Республики Татарстан.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Татарстане насчитывается 2 938 433 избирателя. Активными пользователями «ВКонтакте» из них являются 1 569 367 человек. Таким образом, доля аудитории «ВКонтакте» Республики Татарстан составляет 53,41% от общего числа избирателей. Это высокий показатель в сравнении с другими регионами.

Однако наибольший интерес представляют не просто активные пользователи социальной сети, а те из них, кто оказывается вовлечен в общественный дискурс. В процессе сортировки наиболее многочисленных сообществ Республики Татарстан «ВКонтакте» были выбраны те, которые так или иначе имеют общественную тематику. Далее был произведен анализ подписчиков этих сообществ: собраны те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе («Пользователи, активно интересующиеся общественной жизнью региона (от 1-го)»), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и кто состоит в трех (от 3-х). Полученные результаты позволяют сделать вывод о разной степени вовлеченности людей в общественную жизнь республики. На основании этих данных был определен объем потенциальной целевой аудитории среди пользователей «ВКонтакте» из рассматриваемого региона. Процент такой аудитории оказался всего 7,72% от общего числа избирателей, что свидетельствует об относительно низком уровне заинтересованности местных пользователей в потреблении контента на общественную тематику в пабликах и сообществах «ВКонтакте».

Активность политических партий и движений в регионе
На следующем этапе исследования рассматривалось взаимодействие местной интернет-аудитории и различных политических сил. Традиционно на предмет активности в «ВКонтакте» были проверены 6 политических сил: политические партии «Единая Россия» (ЕР), ЛДПР, КПРФ, «Коммунисты России» (КР), «Справедливая Россия» (СР) и движение Навального. В таблице ниже представлена информация о присутствии и активности электората Республики Татарстан в общефедеральных сообществах основных политических сил.
На сегодня движение Навального явно опережает всех своих соперников в борьбе за региональный электорат в интернете, количество подписчиков из республики у него самое большое. Помимо Навального популярностью пользуются партии «Единая Россия» и КПРФ. Менее популярны, но также вызывают интерес у пользователей ЛДПР. Что касается партий «Коммунисты России» и «Справедливая Россия», то они не занимают хоть сколько-нибудь значимых позиций в регионе и сильно уступают своим противникам.
Далее рассматривалась локальная активность тех же политических сил за год. Все представленные в таблице ниже сообщества характеризовались узкой региональной направленностью, то есть были рассчитаны именно на избирателей Республики Татарстан. Так, было выявлено, что наибольший интерес для жителей республики представляет опять же движение Навального. На втором месте оказалась «Справедливая Россия». «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ имеют практически одинаковое количество подписчиков, из них никто явно не перевешивает в регионе. «Коммунисты России» остаются непопулярны.
Потенциал роста
В завершение исследования был рассмотрен потенциал роста для политических сил на платформе социальной сети «ВКонтакте». Сначала было взято число пользователей, активно интересующихся общественной жизнью региона. Это те пользователи, которые оказались подписаны на сообщества, имеющие контент общественного характера. Результаты анализа показали, что политические силы на сегодня охватывают эту аудиторию на 75,38%. Это очень хороший результат, однако он оставляет еще 24,62% аудитории неохваченной.
В первую очередь представляется целесообразным сделать акцент на продвижении среди политически активных граждан республики. Ниже показаны результаты анализа охвата политическими силами избирателей, которые активно интересуются политикой. Это те пользователи, которые подписаны на страницы действующих политиков, политических партий и движений. Охваченными политическими силами оказалось 91,02% заинтересованных избирателей. Это очень хороший результат по сравнению с другими регионами, который, тем не менее, оставляет еще 8,98% политически активной аудитории незадействованной в политическом дискурсе региона.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda