Лоббирование: определение, методы, планирование
Понятие «Лоббирование» по сравнению с многими политическими технологиями лишь недавно стало общеупотребимым в политических кругах постсоветского пространства.
Лоббирование – совокупность прямых и непрямых техник влияния на структуры, связанные с властью, для достижения определенных целей.

Термин «Лоббирование» произошел от названия «Лобби» возникшего 1553 году в Англии, использовался для обозначения прогулочного коридора в монастырях.

Через 100 лет так начали называть прогулочное пространство в палате общин Англии. В политическом контексте термин начал применяться в США в 1864 году: так называли скупку голосов конгресса.

Введем уточнение определения лоббирования: Под «структурами» в определении лоббирования понимаются как отдельные лица, принимающие решения (ЛПР), так и группы лиц целевых политических институтов.

Цели лоббирования — как положительные, так и негативные решения ЛПР. Поэтому можно выделить позитивное и негативное лоббирование. Лоббирование не стоит понимать, как только материальное стимулирование ЛПР. Хотя это одно из давних инструментов лобби, есть обширный набор приемов косвенного воздействия: создание информационных поводов, событий, петиций, вбросов информации и прочих. Отдельно стоит выделить использование для этих целей методов «Черного PR» и шантажа, классический пример которых можно найти у И.Ильфа и Е.Петрова в произведении «Золотой теленок»: действия Остапа Бендера по отношению к подпольному миллионеру Корейко. Elect Assist не рекомендуем использовать данные негативные методики, и напоминаем о персональной ответственности осуществляющего такие действия.


Для проведения эффективных мероприятий по лоббированию, необходимо придерживаться заранее составленного плана. Для каждой ситуации разрабатывается свой план. Оптимальную структуру, которую можно адаптировать к конкретному случаю, рассмотрим ниже:
  • Определить цель лоббирования по S.M.A.R.T.
  • Обозначить исполнителей для каждого этапа
  • Определить структуры, на которых нужно оказать влияние
  • Определить каналы информационного воздействия
  • Определить целевые аудитории, влияющие на структуру, на которые будут направлены действия
  • Разработать планы локальных действий на целевые аудитории с учетом обстановки
  • Приступить к выполнению действий, регулярно осматривая эффект от каждого шага
  • Корректировать пункты плана с учетом обратной связи шага
Правильно сформулированная цель будет достижимой за конкретное время, реалистичной, измеримой, конечной. Это позволит не распылять имеющиеся ресурсы. Важно конкретизировать структуры, влияющие на каждый этап движения к цели. При первоначальном этапе на глаза попадется наиболее влиятельная властная структура. Не стоит сразу начинать воздействие с нее.

  • Во-первых, до подобных систем при «лобовой» атаке бывает сложно достучаться из-за наличия межведомственных порядков рассмотрения обращений.
  • Во-вторых, часто есть структуры, которые не очевидны при первичном анализе цели лоббирования, но также могут реализовать нужный эффект

Все это нужно выявить при формулировании цели проведя анализ информации в Интернет: тематические площадки, социальные сети. Посмотреть, какие из структур представлены в сети, какова их активность реагирования на информационные поводы сети и прессы.

Исполнителями для каждого этапа могут быть те, кто своим решением способствует достижению цели лоббирования или осуществляет влияние на следующего исполнителя. Составьте наиболее полный список подобных лиц. Чем полнее список – тем больше возможностей. Здесь могут быть представители властных структур различного уровня, предприниматели, коммерческие организации, фонды и т.д. Может быть, есть необычный исполнитель? Поищите его. Подумайте над возможными методами исполнения. Для генерации идей – рекомендую методику ТРИЗ Г.А. Альтшуллера, книгу Котлера «Латеральный маркетинг» и другую бизнес-литературу для поиска идей. Это поможет активизировать сознание для поиска решений.

Определив исполнителей каждого этапа, нужно определить кто/что на них воздействует и как можно на них воздействовать. Необходимо выявить при какой мотивации кто-либо из них примет нужное решение. Еще раз повторюсь, что речь не про материальную мотивацию, есть более эффективные информационные и психологические способы воздействия.

Вот пример типовых аудиторий, окружающих ЛПР.
• Руководство
• Сотрудники
• Партнеры
• Семья, родственники
• Общество
• СМИ, сетевые сообщества
• Друзья, неформальное окружение
• Группы лиц по интересам (например, окружение в фитнес-центре)

Это наиболее часто встречаемые аудитории. В каждом конкретном случае рекомендуем искать дополнительные аудитории влияния. С разной степенью эффективности можно воздействовать на все аудитории, но для лучшего эффекта нужно выбрать оптимальную. Воздействие на аудиторию осуществляется в соответствии с ее интересами: влияем на интересы аудитории, добиваясь выполнения наших целей. Здесь представляется актуальной игра на противоречиях в интересах, конфликтов интересов. Часто в рамках взаимодействия различных структур существует нерешенный конфликт интересов. Вскрыв его и при необходимости придав гласности, Вы можете сыграть на нем.

С развитием политических и экономических отношений в обществе возрастает роль необходимости выстраивания эффективного взаимодействия между обществом и властью, властными и коммерческими структурами. Лоббирование относительно молодая область политических и социальных технологий, тенденция развития которой — правовая формализация и выведение методов лоббирования в правовое поле. Как показывает опыт США, Великобритании и ряда других стран, эта технология может и должна использоваться для достижения общественно значимых целей. Напомним, что будущее – за полностью «прозрачным» лоббированием с учетом интересов сторон и правовых норм.

Эксперты компании «Elect Assist» обладают необходимыми компетенциями для проведения эффективных мероприятий лоббирования с использованием технологий сети Интернет, выявления необходимости лоббирования и оценки результатов различных кампаний по лоббированию.
Made on
Tilda