Правильно сформулированная цель будет достижимой за конкретное время, реалистичной, измеримой, конечной. Это позволит не распылять имеющиеся ресурсы. Важно конкретизировать структуры, влияющие на каждый этап движения к цели. При первоначальном этапе на глаза попадется наиболее влиятельная властная структура. Не стоит сразу начинать воздействие с нее.
- Во-первых, до подобных систем при «лобовой» атаке бывает сложно достучаться из-за наличия межведомственных порядков рассмотрения обращений.
- Во-вторых, часто есть структуры, которые не очевидны при первичном анализе цели лоббирования, но также могут реализовать нужный эффект
Все это нужно выявить при формулировании цели проведя анализ информации в Интернет: тематические площадки, социальные сети. Посмотреть, какие из структур представлены в сети, какова их активность реагирования на информационные поводы сети и прессы.
Исполнителями для каждого этапа могут быть те, кто своим решением способствует достижению цели лоббирования или осуществляет влияние на следующего исполнителя. Составьте наиболее полный список подобных лиц. Чем полнее список – тем больше возможностей. Здесь могут быть представители властных структур различного уровня, предприниматели, коммерческие организации, фонды и т.д. Может быть, есть необычный исполнитель? Поищите его. Подумайте над возможными методами исполнения. Для генерации идей – рекомендую методику
ТРИЗ Г.А. Альтшуллера, книгу
Котлера «Латеральный маркетинг» и другую бизнес-литературу для поиска идей. Это поможет активизировать сознание для поиска решений.
Определив исполнителей каждого этапа, нужно определить кто/что на них воздействует и как можно на них воздействовать. Необходимо выявить при какой мотивации кто-либо из них примет нужное решение. Еще раз повторюсь, что речь не про материальную мотивацию, есть более эффективные информационные и психологические способы воздействия.
Вот пример типовых аудиторий, окружающих ЛПР. • Руководство
• Сотрудники
• Партнеры
• Семья, родственники
• Общество
• СМИ, сетевые сообщества
• Друзья, неформальное окружение
• Группы лиц по интересам (например, окружение в фитнес-центре)
Это наиболее часто встречаемые аудитории. В каждом конкретном случае рекомендуем искать дополнительные аудитории влияния. С разной степенью эффективности можно воздействовать на все аудитории, но
для лучшего эффекта нужно выбрать оптимальную. Воздействие на аудиторию осуществляется в соответствии с ее интересами: влияем на интересы аудитории, добиваясь выполнения наших целей. Здесь представляется актуальной игра на противоречиях в интересах, конфликтов интересов. Часто в рамках взаимодействия различных структур существует нерешенный конфликт интересов. Вскрыв его и при необходимости придав гласности, Вы можете сыграть на нем.
С развитием политических и экономических отношений в обществе возрастает роль необходимости выстраивания эффективного взаимодействия между обществом и властью, властными и коммерческими структурами. Лоббирование относительно молодая область политических и социальных технологий, тенденция развития которой — правовая формализация и выведение методов лоббирования в правовое поле. Как показывает опыт США, Великобритании и ряда других стран, эта технология может и должна использоваться для достижения общественно значимых целей. Напомним, что будущее – за полностью
«прозрачным» лоббированием с учетом интересов сторон и правовых норм.