Липецк
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Липецкого городского Совета депутатов в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 9 депутатов из 48 есть активный и открытый профиль в ВК. Ни у одного депутата нет группы поддержки в ВК. Пустые, заброшенные и неактивные профили депутатов в ВК указаны в таблице ниже.
База друзей + подписчиков
У тех, депутатов, что имеют свои открытые и активные профили в ВК есть определенное количество друзей + подписчиков от 43 до 8372. В целом немного в масштабах Липецка, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 70,75% до 95,22%, что является хорошим показателем. Однако у 3-х депутатов зафиксирован низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории (подписчики не заходили в сеть несколько месяцев).
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год. Разброс по количеству постов у депутатов Липецка небольшой – от 5 постов за год у О.Р. Прокопенко до 612 у А.В. Старцевой. Только один депутат из указанных в таблице ниже проявляет высокий уровень активности в публикации своих постов. Он публикует от 1 до 2 постов ежедневно, что говорит о его стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Выдающиеся проценты охвата постов к количеству избирателей зафиксированы у 2-х депутатов (Е.А. Пинаева, А.В. Ушаков). Они собрали за год охваты в 14-27 раз больше, чем количество их избирателей во время последних выборов. Это значит, что примерно большинство избирателей видело посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года. Достаточно высокие проценты охвата к количеству избирателей зафиксированы у 5-х депутатов (А.В. Старцева, И.Н. Крутских, Р.В. Нижегородов, С.Г. Каменецкий, С.В. Тюнина). Они в совокупности за год собрали охват в среднем 180% от количества их избирателей во время последних выборов.

Низкие показатели охвата к количеству избирателей зафиксированы у 2-х депутатов (О.Р. Прокопенко, Н.И. Быковских). Зафиксированные данные говорят о том, что данным депутатам в своих профилях в ВК необходимо повысить публикационную активность и использовать современные подходы по формированию интересного для избирателей контента.

Количество избирателей по единому избирательному округу Липецка и одномандатным избирательным округам города в таблице указано за время проведения очередных выборов депутатов Липецкого городского Совета в 2015 году, дополнительных выборов в 2017, 2018 и 2019 годах по некоторым одномандатным избирательным округам города.

Лучшими в данной дисциплине являются профили в ВК депутатов Е.А. Пинаевой и А.В. Ушакова, у которых были зафиксированы самые высокие проценты охвата постов к количеству избирателей.
Реакция на посты
Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние.

И здесь в этой таблице мы видим, что 4 депутата не пользуются всякими «накрутками» и ведут честную работу с избирателем в ВК (И.Н. Крутских, О.Р. Прокопенко, Е.А. Пинаева, Р.В. Нижегородов). Показатели других пяти профилей депутатов в ВК говорят о том, что у них большое количество реакций, но процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции, не превышает 70% (А.В. Старцева, Ушаков А.В., С.Г. Каменецкий, С.В. Тюнина, Н.И. Быковских). Это говорит о том, что публикации в данных профилях депутатов в ВК заинтересовывают малую часть местных избирателей.

В данной дисциплине лучше всех себя проявил профиль депутата Е.А. Пинаевой – у неё высокая активность избирателя на посты, при этом активность «живого» местного избирателя с показателем в 75%.
Общие выводы
Общая активность депутатов Липецкого городского Совета депутатов во ВКонтакте пока находится на низком уровне, бо́льшая часть депутатов пока не ведёт активной работы в соцсетях. Необходимо отметить, что только 9 депутатов имеют открытый и активный профиль в ВК. Некоторые депутаты пытаются использовать, скажем так, «неэффективные способы» работы с избирателем, так как эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в соцсетях, то есть донести до электората свои взгляды, результаты работы и прочее.

Однако депутат Е.А. Пинаева ведёт работу с избирателем во ВКонтакте на хорошем уровне.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Липецке насчитывается 407 104 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» – 217 783, что составляет 53,5%, это говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в городе по сравнению с остальными региональными центрами.

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованных в общественных процессах региона.

В Липецке мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности региональных политических сил за последние полгода. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Плотная конкуренция за липецких избирателей разворачивается между парламентскими партиями – ЕР, ЛДПР и КПРФ. По количеству подписчиков впереди ЕР, но без большого отрыва, потому что от ЕР незначительно отстаёт ЛДПР. По количеству активностей с отрывом в 3-4 раза впереди всех КПРФ при том, что по количеству подписчиков КПРФ от своих соперников отстаёт (примерно в 2 раза от ЕР).
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Липецка, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что движение Навального с помощью своей общероссийской популярности включается в борьбу с ЕР, ЛДПР и КПРФ за липецких избирателей. Движение Навального опережает соперников по количеству подписчиков, но ЛДПР незначительно отстаёт от него. По количеству активностей твёрдое первое место занимает КПРФ, опережая своего ближайшего соперника в 2 раза. СР и КР по факту играют роль статистов в чужой игре, но в данном случае примечательно, что при примерно равном количестве подписчиков СР значительно опережает КР по количеству активностей.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Парламентские партии ЕР, ЛДПР и КПРФ имеют почти равносильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди липецких пользователей, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • У СР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
  • Движение Навального не находит отклика среди липецких пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у липецких пользователей – у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что среди аудитории местных жителей, являющихся пользователями ВК, около 60 % пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим достаточно большой потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Это та аудитория, что подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и та, что активно реагирует на контент в этих сообществах.
В Липецке мы видим большую аудиторию «общественников», которая составляет 25% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 6%, и потенциал роста остается колоссальным – 94%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda