В современных социально-политических условиях и в свете грядущих выборов Президента РФ, представляется необходимым вновь оживить дискуссию об оценке образа президента в массовом сознании. Тема эта сколь важна с практической точки зрения, столь же запутана с точки зрения теоретической.
Традиционно образ президента рассматривается как кумулятивный показатель нескольких составляющих, причем вариативность таких составляющих довольно велика: от простой оценки деятельности президента по линии «хорошо-плохо» до фиксации различных черт поведения. В итоге довольно трудно выделить некую общую методику изучения образа президента. По сути, каждый исследователь вкладывает в это понятие что-то свое, и субъективность в осмыслении этого феномена велика как ни в каком другом случае.
Однако для социологии как эмпирической науки подобное положение дел представляется неприемлемым. Необходимо выработать четкую позицию по этому вопросу. Ниже будет предложен концептуальный вариант оценки образа президента в массовом сознании. Как представляется, сам образ президента можно традиционно разделить на две составляющие: рациональную и иррациональную (образную эмоциональную. Рациональная компонента зависит от критической оценки деятельности президента, итогов его работы. Проще говоря, образ президента складывается из оценки не его, а его действий и их результатов. Рациональная компонента имиджа президента освещена довольно подробно, к тому же она является далеко не приоритетной. В данной статье будет уделено внимание иррациональной компоненте как основе образа политика.
Авторам представляется, что основой образа президента в нашей стране на сегодняшний день является харизматичность. Исследованный еще М. Вебером тип власти, сегодня приобретает все большее значение. Довольно часто на обывательском уровне харизматичность ассоциируется с уважением. Обладать харизмой — значит производить сильное впечатление. В истории есть немало примеров людей, обладающих харизмой – Чингисхан, Наполеон, в XX веке среди таких деятелей Гитлер и Муссолини, Ленин, Сталин и Троцкий, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Не важно, какие посты они занимали, главное, что благодаря своим способностям они стали верхушкой общества, его элитой.
На сегодняшний день в России только В.В. Путина можно отнести к лидерам харизматичного порядка. Просмотрев одно интервью с В.В. Путиным, особенно привлекает за себя говорящая фраза: «…взгляд светло-голубых глаз настолько холоден, настолько лишен эмоций, что свидетельствует о его обладателе как о человеке, понимающего, что власть можно получить, лишь подавляя такие обычные потребности, например, моргание».
Крайне трудно выделить элементарные составляющие феномена харизматичности и его факторов его эффективности. В качестве таковых можно предложить следующие.
Во-первых, базисом харизматичности выступает тип личности человека и элементы его имиджа. Более всего харизматичность свойственна такому типу личности как пассионарий. Людям, которые в силу особенностей личностной психологии, стремятся властвовать. Необходимые имиджевые элементы поведения для приобретения харизматичности свойственные им на личностном уровне. В ином случае возможно построение соответствующего имиджа для человека другого типа личности. К сожалению, рамки данной статьи не позволяют нам более подробно раскрыть тему имиджей харизматичности. Во-вторых, помимо имиджевых элементов, огромную роль играет метальные особенности масс населения, относительно которых строится харизматичность. Культурные традиции русского народа, такие как этатизм и патернализм, предрасположены к восприятию именно харизматичного типа лидерства. В-третьих, на развитие харизматичности большое влияние оказывают ситуативные моменты. Так, например, в периоды, говоря языком Э. Дюркгейма, аномии, ценностного вакуума и социально-экономических кризисов харизматичные лидеры имеют гораздо больше шансов стяжать народные симпатии. Более того, в кризисные периоды развития именно харизматичные лидеры и соответствуют групповым ожиданиям масс.
Особенно сильно харизматичность выражается в образе политического лидера и, конечно же, президента, если все факторы совпадают. Как представляется, именно такая ситуация сложилась в России в начале XXI века. На этой основе достаточно легко было создать образ харизматичного президента, пользующегося огромной поддержкой масс народонаселения. В этом есть залог успеха феномена В.В. Путина.
Не малую роль в этом процессе сыграли СМИ, которые выступили важнейшим каналом построения образа харизматичного президента. СМИ создает образ, наделяет его престижем, акцентирует внимание на каких-то качествах, заслугах. Мы принимаем это на веру, потому что не можем проверить – с президентом мы лично не знакомы, поэтому другой информации просто нет.
Опубликовано: Суворов С.А., Мельникова С.Д.К вопросу об образе президента в современной России / Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира». Материалы III международной научной Интернет-конференции, Тамбов, 2010.