Краснодар
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
13 сентября 2020 года должны состояться муниципальные выборы в городскую думу г. Краснодар. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов городской Думы Краснодара в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности муниципальных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
Из 44 депутатов только 10 имеют профиль в ВК. Ни у кого нет группы поддержки в ВК. Все профили депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в ВК. У И.С. Брагарника, Р.С. Лузинова и В.П. Копачева страницы заброшены, то есть депутаты не заходили в сеть больше полугода, поэтому далее мы не будет их учитывать в исследовании. Таким образом, использовать социальные сеть ВКонтакте в рамках своей предвыборной кампании готова только незначительная часть депутатов гордумы Краснодара, а именно меньше 1/5 от общего числа.
База друзей + подписчиков
У тех, депутатов, что имеют свои профили или группы в ВК количество друзей и подписчиков от 96 до 1 185. В масштабах города достаточно низкий показатель, но он не всегда играет определяющую роль в эффективности агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что у всех депутатов достаточно чистые базы, без ботов, но большое количество неактивных пользователей. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 67,1% до 79,64% (кроме одного депутата, у которых меньше 55%), что является неплохим показателем готовности.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Краснодара указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам города – за 2015 год. В столбце «Кол. избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Краснодара, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Краснодара предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).

Разброс по количеству постов у депутатов большой от 4 постов за год у Р.С. Лузинова, до 218 у Т.Б. Летучей (у депутата П.А. Носаленко не вышло ни одного поста за год). Т.Б. Летучая и С.Д. Фисюк проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют 1-4 поста в день (но не ежедневно), что благоприятно сказывается на их имидже в социальных сетях. Это говорит о том, что они пытаются держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Однако охваты этих постов у депутатов маленькие, в основном не превышающие 20% избирателей. Только у В.Н. Булыженко этот показатель превышает 40%, но это достигается за счёт маленького количества избирателей в его округе.

Следует положительно отметить 3 профиля депутатов в этой дисциплине – Т.Б. Летучую, С.Д. Фисюка и М.Л. Царевскую. Но всё же до основной массы избирателей посты не «доходят», что огорчает.
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или иногородние.

И здесь в этой таблице мы видим низкий процент реакций от местного населения.

В данной дисциплине в число сильнейших выходят Т.Б Летучая и М.Л. Царевская, у них высокая активность избирателя на посты относительно других депутатов, при этом эта активность не совсем чистая, то есть немалую часть этой активности составляют пользователи с других регионов, а стало быть эти 2 профиля всё же слабо добиваются основных целей агитационной кампании в социальных сетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Городской Думы Краснодара во ВКонтакте пока находится на низком уровне, большая часть депутатов пока не ведёт работы в социальных сетях. Часть депутатов пытаются использовать, скажем, «неэффективные способы» работы с избирателем, так как эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в социальных сетях, а, следовательно, донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр.

Но небольшая часть депутатов, а именно 2 депутата – Летучая Т.Б. и Царевская М.Л. ведут работу с избирателем во ВКонтакте на уровень выше остальных, имея большой потенциал в агитации в социальных сетях.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Краснодаре насчитывается 824 203 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей социальной сети ВКонтакте 736 396, что составляет 89,35%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Выбрав основные местные сообщества, публикующие новости, связанные с общественной жизнью Краснодара, мы подсчитали количество их участников. В таблицу ниже включены все те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), в двух (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Такие разные показатели степени вовлеченности в общественную жизнь региона позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), заинтересованной в новостях, касающихся общественной жизни.

В данном городе мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Еще одним важным в исследовании показателем является активность региональных политических сил за последние полгода. Объектами анализа стали сообщества пяти различных российских партий и одного политического движения: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия и движение Навального.
Из местных региональных партий лидируют ЕР и ЛДПР.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Краснодара, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических партий и общественных движений. Здесь картина несколько меняется – на первом месте выходит движение Навального, а ЕР, ЛДПР и КПРФ находятся примерно на одном уровне. Причём, характерно, что у Навального электорат более активный и охотнее взаимодействует с контентом федеральных сообществ, у ЕР, ЛДПР и КПРФ эта активность на высоком уровне, но всё равно значительно уступает Навальному. КР и СР по факту играют роль статистов в чужой игре, несмотря на высокие для СР показатели на в группе федерального значения.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ и ЛДПР имеют средние позиции в регионе, но при определённой активной работе смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • Единая Россия демонстрирует как высоких показателях на выборах, так и в ВК.
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока мало использовали.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией социальной сети ВКонтакте.
Потенциал роста
Еще один аспект, который необходимо отметить в исследовании, - это общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе. Важно указать, на какие уровни местные политики могут выйти в ближайшее время. При этом учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Калужской области. Это люди, которые следят за активностью действующих политиков в ВКонтакте, подписаны на их аккаунты и оставляют различные реакции к их публикациям.
По данным цифрам видно, что только половина аудитории местных жителей, пользователей ВК, пока что охвачена политическими силами, и мы видим серьёзный потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Краснодаре мы видим достаточно большую аудиторию «общественников», которая составляет чуть больше 20% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено только 0,65% и потенциал роста остаётся значительным - 99%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda