Кострома
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуется Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Думы города Костромы в социальной сети «ВКонтакте». Рассматривалось наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 11 депутатов из 38 есть профиль в ВК. У всех депутатов открытые профили. Ни у кого из депутатов нет группы поддержки. Профили 3-х депутатов в ВК заброшены (в таблице отмечены жёлтым цветом). Только у 8 депутатов активные и открытые профили, в которых они ведут работу с избирателями в социальной сети – только данные профили являются объектом анализа в нашем исследовании.
База друзей + подписчиков
У тех, депутатов, что имеют свои открытые и активные профили в ВК есть определенное количество друзей и подписчиков: от 32 до 5 449. В целом, это немного в масштабах Костромы, но количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у большинства депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 71,91% до 90,74%, что является хорошим показателем. Однако у 3-х депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год. Разброс по количеству постов у депутатов Костромы большой – от 1 поста за год у А.А. Шилина и В.А. Храмова до 363 у С.Н. Игнатьева. Только 2 депутата (И.Г. Сабуров, С.Н. Игнатьев) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют 1-2 поста ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь со своими избирателем через посты в ленте.

Количество избирателей по единому избирательному округу г. Кострома указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей г. Кострома, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку центральная избирательная комиссия Костромской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). Один депутат (И.Г. Сабуров) за год собрал охват в 2,6 раза больше, чем количество его избирателей на последних выборах (выборы депутатов Думы г. Кострома шестого созыва в 2015). Это значит, что больше половины его избирателей видели посты этого депутата в течение последнего года. У депутата Н.А. Смирновой отсутствуют посты зауказанный период.

Следует положительно отметить 2 профиля депутатов в этой дисциплине – И.Г.Сабуров, С.Н. Игнатьев.
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние.

И в этой таблице мы видим, что 2 депутата не пользуются всякими «накрутками» и ведут честную работу с избирателями в ВК. По показателям профиля одного депутата можно сказать, что его посты не заинтересовывают избирателей и собирают минимальное количество реакций (В.Г. Бутылкин). Один депутат собирает реакции больше остальных, но процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции на его странице, у него не доходит до 50, тем самым его посты не охватывают бо́льшую часть местного электората (И.Г. Сабуров).

В данной дисциплине сильнейшим является депутат С.Н. Игнатьев – у него относительно высокая активность избирателя на его посты, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть, этот профиль депутата добивается основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Думы г. Кострома во ВКонтакте пока находится на низком уровне, большинство депутатов пока не ведет активной работы в соцсетях.

Но два депутата (И.Г. Сабуров, С.Н. Игнатьев) ведут работу с избирателем во ВКонтакте на хорошем уровне.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 1 января 2020 года в Костроме насчитывается 215 970 избирателей. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 121 351, что составляет 56,19%. Это говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА).

В Костроме мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия(СР) и движение Навального.
Безоговорочным лидером среди основных политических сил региона в данной дисциплине является Единая Россия. Небольшое количество подписчиков и активностей набрали ЛДПР и СР.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Костромы, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с ЕР достаточно высокие показатели набирает движение Навального, которое даже опережает ЕР по количеству активностей, а по подписчикам несильно отстаёт от ближайшего соперника. На вторых рядах происходит классическая борьба между ЛДПР и КПРФ. В данном случае ЛДПР ненамного опережает КПРФ по количеству подписчиков, но у КПРФ в 2 раза больше количество активностей.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Единая Россия имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди избирателей Костромы, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию местного электората на своих аккаунтах.
  • Движение Навального не проводит работу в ВК среди избирателей Костромы, но остаётся популярным для местного электората на общефедеральном уровне.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.
По данным цифрам видно, что около 50% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами. Мы видим высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Костроме мы видим достаточно большую аудиторию «общественников», которая составляет около 28% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено не более 6%, и потенциал роста остаётся большим – 94%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda