Костромская область
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
13 сентября 2020 года должны состояться региональные выборы в Костромскую областную Думу. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов областной Думы в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности региональных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
Из общей суммы депутатов в 36 человек, 17 человек имеют профиль ВКонтакте. Ни у одного депутата нет группы поддержки ВКонтакте, закрытых профилей также нет. У депутатов Д.В. Зафирова, А.М. Краева, С.В. Калашника, С.А. Деменкова заброшенные аккаунты (то есть пользователи не заходили в сеть больше полугода), поэтому мы не будем далее в исследовании учитывать эти страницы. Таким образом, в Рязанской области лишь около трети депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
База друзей + подписчиков
У тех депутатов, что имеют открытые профили в ВК, есть определенное количество друзей + подписчиков от 86 до 7 193. В целом не много в масштабах области, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей+подписчиков, мы отметили, что почти у всех депутатов достаточно чистые базы, без ботов. У профиля Д.Н. Грибкова подозрительно маленький процент «живых» подписчиков (69,05%). В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 69,05% до 95,25%, что очень хорошо.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Костромской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Костромской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Костромской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). В.К. Брюханов победил на Дополнительных выборах в 2018 году по одномандатному избирательному округу №8, поэтому численность избирателей данного округа указывается за 2018 год.

Разброс по количеству постов у депутатов Костромской области большой: от 2 постов за год у В.К. Брюханова до 505 у В.В.Михайлова. В.Б. Курбанов не опубликовал за год ни одного поста. Два депутата (Д.Н. Грибков и В.В. Михайлов) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют посты практически каждый день, что является очень хорошей практикой. Это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте. У депутатов М.А. Гутермана и А.Е. Исакова за последний год не выходило постов.

Просмотры этих постов у большинства депутатов небольшие, однако у депутата Д.Н. Грибкова мы замечаем выдающиеся охваты – он за год собрал охваты в 1,5 раза больше, чем половина количества избирателей всего региона. Это значит, что часть его избирателей видела посты несколько раз в течении последнего года. Такими охватами депутат пробивает «информационную слепоту» избирателя в соцсетях и доносит свои посты до большой части своего электората. Те депутаты, которые имеют небольшие охваты своих постов, «не доходят» до своего избирателя в соцсетях.

Следует положительно отметить 3 профиля депутатов в этой дисциплине: И.А. Богданов, В.В. Михайлов и Д.Н. Грибков. Теперь мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM и в регионах, и это не может не радовать.
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции, «живые» пользователи, боты, местные или пользователи других регионов.

И в этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуется всякими «накрутками» и ведет честную работу с избирателем в ВК. Хотя у двух депутатов (Ф.Ф. Гумерова и В.В. Михайлова) мы наблюдаем низкую активность местных жителей.

В данной дисциплине в тройку сильнейших выходят Д.Н. Грибков, Д.Г. Аббакумов и И.А. Богданов, у них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Областной думы Костромской области во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне, большая часть депутатов пока не ведет активной работы в соцсетях. Часть депутатов используют «неэффективные способы» работы с избирателем, которые не позволяют им дойти до живого избирателя в соцсетях, а стало быть донести до электората свои взгляды, результаты работы и прочее. Но 2 депутата – Д.Н. Грибков и И.А. Богданов — ведут работу с избирателем во ВКонтакте на высоком уровне.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Костромской области насчитывалось 526 558 избирателей. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети ВКонтакте 176 691, что составляет 33,36%. Это говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в регионе.

Собрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА).

В данном регионе мы увидели очень низкие показатели общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК, но, к сожалению, они таковы во многих субъектах России.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности местных общественно-политических движений и партий за последние полгода. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Из местных региональных партий лидируют ЕР и ЛДПР. Причем ЕР значительно опережает ближайшего соперника в ВК.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Костромской области, которые они оставили за последние полгода в общефедеральных группах и страницах политических партий и общественных движений. Здесь картина несколько меняется: на первое место выходит движение Навального, на второе место переходит ЕР, и на третьем — КПРФ. Причем, характерно, что у ЛДПР электорат больше и на общефедеральном уровне, но у КПРФ он более активный и охотнее взаимодействует с контентом общефедеральных сообществ. А КР и СР по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Единая Россия имеет высокие показатели не только на выборах, но наиболее сильные позиции в регионе в социальных сетях.
  • ЛДПР в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, но, продолжая активную работу, могли бы собрать большую аудиторию электората на своих аккаунтах. КПРФ демонстрирует относительно небольшую активность только в общефедеральных пабликах.
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона, которые следят за действующими политиками во ВКонтакте, подписаны на группы и страницы политиков и политических партий и активно реагируют на контент в этих сообществах.
По данным цифрам видно, что около половины аудитории местных жителей-пользователей ВК пока не охвачено региональными политическими силами. Также можно заметить большой потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте — это «общественники», те кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона, которые подписаны на общественные аккаунты и активно реагируют на контент в этих сообществах.
В Костромской области мы видим достаточно маленькую аудиторию «общественников», которая составляет 13,5% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено только 7,72% и потенциал роста остается значительным - 92%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda