В.И. Кондратьев
Обзор активности губернатора и электората Краснодарского края во ВКонтакте
На сегодняшний день ВКонтакте является одной из наиболее популярных социальных сетей в Российской Федерации. Благодаря этой платформе можно не только общаться, но и продвигать различные товары и услуги, что делает ее очень полезным инструментом для SMM-специалистов, в том числе работающих в политической сфере. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется исследование агентства Elect-Assist, позволяющее узнать, насколько эффективно политики используют свои возможности в социальных сетях.

В данной статье проводится исследование активности губернатора Краснодарского края Кондратьева Вениамина Ивановича за период с апреля 2019 г. по апрель 2020 г., так как сентябре 2020 г. в этом регионе должны пройти выборы. Политик заинтересован в самопродвижении при помощи ведения страницы в социальной сети, хотя у него и нет своей группы поддержки. Профиль не является заброшенным, губернатор регулярно появляется в сети.
База друзей + подписчиков
В этом разделе был рассмотрен такой параметр, как база друзей и подписчиков В.И. Кондратьева.

Всего у губернатора 66 654 друга и подписчика. Это не слишком много в масштабах области, однако данный показатель не всегда является решающим в ходе избирательной кампании.

Согласно данным, представленным в таблице, база друзей и подписчиков у политика довольно «чистая», без ботов и забаненных пользователей. Это означает, что он он не прибегает к использованию различных «накруток» друзей и подписчиков. Можно похвалить такой подход к ведению аккаунта.

Однако среди всех отфильтрованных друзей и подписчиков меньше половины являются активными, то есть появлялись в сети в последнее время. Это уже не так хорошо.
Посты и охваты
В таблице ниже приведена статистика по постам В.И. Кондратьева за последний год (апрель 2019-апрель 2020).

Исходя из этих данных, губернатор довольно часто публикует посты на своей странице: в среднем по два почти каждый день. Радует то, что эти публикации не проходят мимо избирателей, они их видят, причем не по разу. Между губернатором и электоратом существует прочная связь в сети.
Реакция на посты
В этом пункте рассматриваются реакции пользователей на публикации В.И. Кондратьева: лайки, комментарии, репосты.

В ходе исследования было выяснено, что люди довольно активно оценивают посты губернатора: в среднем каждый набирает более 200 реакций, хотя на 1 одного друга или подписчика приходится немного лайков, комментариев или репостов. Эти реакции оставляют «живые» пользователи, а значит политик не Также положительным является то, что среди местных пользователей, оценивших посты Кондратьева, почти все являются активными, то есть появляются в сети.
Общие выводы
Общая активность В.И. Кондратьева на данный момент находится на хорошем уровне, хотя ему есть над чем работать. Следует чистить базу друзей и подписчиков от забаненных и неактивных пользователей, а также делать контент на странице более интересным для местных пользователей, чтобы они проявляли больший интерес к деятельности губернатора.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 г. в Краснодарском крае насчитывается 4 187 343 избирателя. Из них активных во ВКонтакте – 1 522 655, что составляет 36,36% от общего числа электората. Это средний уровень проникновения социальной сети в сравнении с другими регионами.

В ходе исследования было подсчитано количество участников местных сообществ, публикующих новости из общественной жизни Краснодарского края. В таблицу ниже включены все пользователи, которые состоят хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), в двух (от 2-х) и в трех (от 3-х). Такая разная вовлеченность в общественную жизнь региона позволяет нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), заинтересованной в новостях, касающихся общественной жизни.

Исходя из полученных данных, среди жителей Краснодарского края немного тех, кто интересуется новостями своего региона. Следят за публикациями двух выбранных сообществ около 5% пользователей ВКонтакте, трех и более – почти 2,5%.
Активность политических партий и движений в регионе
В этом разделе приводится статистика активности политических сил в Краснодарском крае. Объектами анализа стали сообщества пяти различных российских партий и одного политического движения: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия и движение Навального.
Лидером среди политических сил Краснодарского края является Единая Россия. Региональное сообщество партии занимает первое место и по числу подписчиков, и по числу активностей, в чем другие от него явно отстают.

Стоит также отметить, что регионального сообщества движения Навального нет, а группы Коммунистов России и Справедливой России пока не сильно интересуют электорат.
Кроме региональных сообществ политических сил, мы также используем в своем исследовании общефедеральные сообщества, собирая о них такую же информацию.

Здесь уже несколько иная статистика. Среди общефедеральных сообществ партий лидером, несомненно, является группа движения Навального, привлекшая к себе наибольшее число активной аудитории. Также довольно популярными являются сообщества ЛДПР и Единой России. Кроме того, подписчики сообщества Справедливой России проявляют наибольшую активность по сравнению с другими, оценивая публикации в группе.
Выводы
Таким образом, исходя из информации всего раздела, можно сделать следующие выводы:

  • На данный момент наиболее влиятельной политической силой в регионе является Единая Россия. Сообщество этой партии смогло привлечь к себе наибольшее число избирателей на краевом уровне и не отстает на общефедеральном. При более активной работе Единая Россия смогла бы привлечь достаточно большую аудиторию электората к своей деятельности.
  • Движение Навального также интересно избирателям Краснодарского края, однако ему стоит создать свое региональное сообщество, чтобы привлечь еще больше людей.
  • ЛДПР и КПРФ по популярности среди местных жителей пока находятся на среднем уровне. Ими интересуется не так много избирателей, над чем необходимо работать.
  • Справедливая Россия и Коммунисты России на данный момент занимают последние места в рейтинге политических сил Краснодарского края, поэтому им также стоит обращать больше внимания на свою активность в социальных сетях, чтобы привлекать к себе больше избирателей.
Потенциал роста
В заключение необходимо сказать про потенциал роста политиков и политических партий в регионе, чтобы понять, на какие уровни они могут выйти в ближайшее время. Здесь учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Краснодарского края. Это те люди, которые следят за активностью действующих политиков и партий во ВКонтакте, подписаны на их страницы и оставляют различные реакции к их публикациям.
По данным таблицы видно, что избирателей, активно интересующихся политической жизнью региона, пока не так много. На сегодняшний день политики охватили не слишком большую часть политически активной целевой аудитории, и у них есть достаточно большой потенциал для вовлечения новых пользователей.

Также для политиков и политических партий важна аудитория «общественников». В таблице ниже приведены данные о пользователях, активно интересующихся общественной жизнью Краснодарского. Это те люди, которые следят за новостями сообществ, публикующих посты об общественных событиях региона.
Процент людей, интересующихся общественной жизнью, немного выше, чем процент тех, кого интересует именно политика, однако все равно он пока не слишком велик. На данный момент охватили небольшую часть этой аудитории, поэтому им есть куда стремиться после того, как они охватят большую часть интересующихся политической жизнью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda