Казахстан
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
Сегодня одной из неотъемлемых частей нашей жизни является Интернет. У многих людей ни один день не проходит без того, чтобы не зайти в социальные сети и не полистать новостную ленту. Такое явление не могло быть не замеченным в политической сфере и не использованным политиками в качестве инструмента для достижения целей избирательной кампании. Социальные сети в наше время являются важным каналом коммуникации между кандидатами и электоратом. Благодаря ведению страниц в социальных сетях можно проводить предвыборную агитацию и менять уровень поддержки того или иного политика. Именно поэтому так важны исследования активности кандидатов в социальных сетях, тем более что сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательные органы власти различных регионов.
Общая информация
В данном блоке мы рассматриваем профили в социальных сетях депутатов Нижней палаты Парламента Казахстана (Мажилис), где в 2021 году состоятся выборы. Данное исследование проводится с целью выявления готовности депутатов к предвыборным состязаниям используют свои социальные сети. Новых лиц, желающих поучаствовать в предвыборной кампании мы не рассматривали, поскольку электоральный период еще не начался и не представляется возможным выявить и рассмотреть профили этих кандидатов.

В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующим образом:

Из общей суммы депутатов в 106 человек, лишь 4 человека имеют профиль ВКонтакте. Ни у одного депутата нет группы поддержки ВКонтакте. У четырех депутатов заброшенные профили (Н. Б. Алимжанов, П. О. Казанцев, А. С. Платонов, И. С. Унжакова). В итоге получается, что в Мажилисе Казахстана меньше половины депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
Общая информация
В таблице ниже представлены данные о присутствии депутатов Думы города Томска в социальной сети «ВКонтакте», по критериям наличия собственного профиля и группы поддержки депутата. Из 34 депутатов только 8 имеют активные профили ВК и только у одного есть группа поддержки. У двух депутатов страницы заброшенные (не появлялись в сети больше полугода). В Томске меньше трети депутатов активны ВК и осуществляют самопродвижение и работу с населением через данную социальную сеть. Жёлтым цветом в таблице выше отмечены профили депутатов, в которых не наблюдается онлайн-активность (публикационная активность за последний год). Данные профили не рассматриваются далее в исследовании.
База друзей + подписчиков
Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определенное количество друзей + подписчиков от 8 до 293. В целом это очень мало в масштабах всей страны, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в социальных сетях в чем мы сможем убедиться позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что у всех депутатов достаточно чистые базы без ботов. В среднем процент живых (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 40% до 72%, что говорит о низкой эффективности самопродвижения.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Оказалось, что ни у одного депутата нет ни одного поста за последний год.
Общие выводы
Общая активность депутатов Мажилиса Казахстана во ВКонтакте пока находится на крайне низком уровне. Депутаты пока не ведут активную работу в социальных сетях.
Обзор электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Казахстане насчитывалось 11 814 019 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей в социальной сети ВКонтакте 3 353 721, что составляет лишь 28,38% и говорит о том, что уровень проникновения ВКонтакте в регионе крайне низкий.

Собрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников - подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и трех (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона.

В данном регионе мы увидели достаточно высокие уровни общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВКонтакте.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующие, что нам интересно - это активности за последние полгода местных общественно-политических движений и партий. Традиционно мы берем 6 основных участников: Нур Отан, Демократическая партия Казахстана, Коммунистическая Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», Политическая партия «Бірлік».

Из местных региональных партий лидируют партии Нур Отан и Коммунистическая Народная партия Казахстана. Причем Нур Отан значительно опережает своих соперников ВКонтакте.
Из региональных политических сил лидирует ЕР, но отрыв вперёд есть только по количеству подписчиков, а по количеству активностей с ЕР почти сравнялась ЛДПР. Классическая борьба за второе место разворачивается между ЛДПР и КПРФ. По количеству подписчиков ненамного впереди КПРФ, а количество активностей у ЛДПР в 3 раза больше, чем у КПРФ. Движение Навального при наличии 638 подписчиков совсем не имеет активностей.
Общие выводы
В Казахстане мы видим определенную аудиторию граждан, заинтересованных политическими реалиями страны. И хотя их количество пока невелико, все же это является определенным показателем запроса аудитории на развитие публичного информирования об их стране и проходящих в ней событий.

Таким образом, важно обратить внимание на неиспользованный охват аудитории и отличный потенциал ее расширения и воспользоваться этой возможностью. Печально, что имея все ресурсы для самопродвижения, депутаты Мажилиса не пользуются ими и теряют свой электорат «на ровном месте».
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda