Динамика характеристик избирателей довольно слабая. Электоральная база стабильна в течении последних 6-7 лет. Конечно, какие-то изменения численности и состава происходят, но они не меняют картину в целом. В количественном отношении есть последние данные на начало 2015 года. Подобные исследования проводятся ежегодно, существенных количественных изменений с 2012 года нет.
Отметим ряд особенностей характеристик избирателей. Среди избирателей преобладают женщины, причем, существенно. Отметим, что именно это часть электората традиционно активная на выборах в области. Многие избирательные компании в регионе рассматривают их как target group. По совокупности 53,4% избирателей в регионе относятся к молодежи, опережая в этом «традиционный электорат» — пожилых людей. Активность молодежи на выборах также увеличивается. Показатели семейного положения в данном случае отражают возрастное распределение.
Представленность людей со средним специальным и средним техническим образованием свидетельствует скорее о значимые доли людей пожилого возраста. Однако увеличение доля лиц с высшим образованием является следствием увеличения числа молодежи.
В профессиональном отношении превалируют рабочие профессии, которые включают в себя весьма широкий спектр специальностей. Отметим, высокую долю студентов, которая только на 1% уступает доли пенсионеров.
В целом обобщенный портрет избирателя можно охарактеризовать как молодая девушка с высшим образованием, работающая, либо студентка.
Общее число (процент) Интернет-пользователей в регионе. При этом доля лиц, получающих информацию о политике из Интернета постоянно растет, в настоящее время она равна примерно 47%, от общего числа. При этом среди молодых людей доля таковых 44%. Отметим, однако, что здесь стоит учитывать тот факт, что молодые люди редко целенаправленно ищут информацию по политике в Интернете. Для них информация подобного рода носит скорее «навязанный» характер: дали листовку, увидел по телевизору в перерыве фильма и т.д.
В настоящее время Интернетом в области пользуется примерно 61,4 % населения. Однако данные по частоте использования отсутствуют, либо весьма неточны. За последние два года в данной отрасли наблюдается прирост примерно в 10%. Отметим, что этот рост наблюдается на протяжении всего периода интенсивного развития Интернета в регионе, а это больше 10 лет. На этом основании мы можем предполагать, что рост интернет-пользователей в ближайшие годы будет только возрастать. Тому есть несколько факторов:
- интернет-технологии дешевы и общедоступны, при этом сегодня он уже давно стали частью быта и производства;
- в период экономического кризиса интернет становится важной частью инфраструктуры развлечений, потребления и, очевидно, информации. При этом все эти отрасли дешевле в силу себестоимости именно в Интернете. Иными словами, в силу экономии люди посмотрят фильм в Интернете, а не пойдут в кино;
- молодежь, которая сейчас является самым активным пользователем интернета, перейдет в средний возраст. Интернет для них уже часть жизни, это же будет касаться и новой молодежи, которая сформируется за ближайшие 2-5 лет.
Соотношение пола, возраста, образования и других важных характеристик Интернет пользователей: - это в основном молодежь в возрасте до 40 лет.
- есть преобладание женщин в силу их преобладания в данной возрастной категории.
- образование высшее, либо студенты.
- различий по доходу нет.
Общая оценка активности избирателей в Интернете в регионе, а также отдельно по основным каналам В отношении популярности различных ресурсов и каналов Интернета существенных отличий от Росси в целом здесь не. Было несколько исследований по этой теме. Количественные данные обобщать и пересчитывать долго, местами невозможно (нет изначальной матрицы данных, уже не пересчитаешь), так что приводим только рейтинговое соотношение по данным на июнь 2015 года.
ВКонтакте самая популярная сеть, пользуется практически вся молодежь и многие люди среднего возраста.
Одноклассники. Более популярны у людей среднего и старшего возраста.
Facebook. Более популярна у студентов и людей с уровнем доходов выше среднего.
Instagram. Аудитория практически полностью молодежная. Менее популярен, так как его возможности рассматриваются как вторичные (все тоже самое можно делать в других социальных сетях).
Twitter. Также мене популярен, по мнению пользователей из-за своей вторичности.
В целом первые три позиции существенно опережают остальные.
Оценка перспектив применения канала для кандидатов — есть ли потребитель? С учетом социально-демографических характеристик избирателей в регионе их активность в Интернете можно оценить как высокую. Через интернет они узнают в том числе политические новости, о политиках в том числе. Однако тут есть одна существенная особенность. Пользователи специально довольно редко ищут информацию о политике. Такие случае связаны, как правило, с какими-нибудь вбросами. К примеру, дело Косенкова или слухи об аресте Бетина. В остальных случаях политическая информация попадает к ним через новостные ленты в социальных сетях, в рамках контекстной рекламы и т.п. Социальные сети являются приоритетным источником новостной информации, правда, это касается ТОП-3.
Исходя из перечисленного, ТОП-3 социальных сетей вполне можно рассматривать как канал пропаганды для политиков. Только это надо делать контекстно через различные группы и новостную рассылку, что как минимум подразумевает постоянную активность на аккаунтах самих политиков, так как сами пользователи в это отношении занимают пассивную позицию.