Как уже было сказано, с каждым годом увеличивается число избирателей, которые так или иначе связаны с Интернет-пространством. Этот факт подтверждает статистика, которую приводят исследовательские центры, а также ЦИК и Фонда Общественное Мнение. В данном разделе мы попробуем на конкретных примерах продемонстрировать положительную динамику присутствия избирателей в сети.
Стоит начать с того, что общая статистика проникновения Интернета в России к 2015 году увеличилась до 70%. С 2008 года ежегодный итоговый показатель увеличивается на 6-10 процентных пунктов. Это очень высокий результат даже для мирового масштаба. Но данная статистика относится скорее ко всем категориям населения, а не только к избирателям. Однако располагая различными количественными данными, несложно вывести общую закономерность и в отношении активного электората.
Например, количество интернет-пользователей в Москве составляет порядка 8 миллионов человек, а количество избирателей (по состоянию на 1 января 2016 г.) – чуть больше 7 миллионов. Несложно догадаться, что большая часть избирателей – активные интернет-пользователи, относящиеся преимущественно к «молодой» возрастной категории (18-34 года), то есть наиболее активному и заинтересованному электорату. Так, если внимательно посмотреть архивы ЦИК, представленные на ее интернет-портале, то можно заметить, что на протяжении довольно долгого периода времени прослеживается рост количества избирателей, зарегистрированных в Москве. В то же время, если мы посмотрим на данные ТИЦ и исследования Яндекса, то увидим, что жители Москвы с каждым годом все активнее вовлекаются в Интернет-пространство. Из этой логической цепочки и вытекает динамика роста числа избирателей, активно использующих сеть Интернет.
Разумеется, данный пример – лишь один из многих, которые могут быть показательны в данном контексте. Еще более интересные данные мы получили, изучая динамику роста пользователей отдельных видов каналов коммуникации Интернет-пространства в отдельных регионах нашей страны. В качестве таких каналов мы рассматривали различные социальные сети.
Один из наиболее показательных результатов – рост числа пользователей Instagram среди жителей Краснодарского края – одного из наиболее политически-активных и «голосующих» регионов. За 2015 год количество пользователей увеличилось более чем на 500 тысяч человек, что составляет более 12% в отношении к общему числу населения. И это только одна социальная сеть! Не менее впечатляющие результаты демонстрирует сеть Вконтакте.
Подобные результаты довольно показательны и могут свидетельствовать об уже укоренившейся тенденции, которая с каждым годом обретает все большие масштабы. В этой связи, становится актуальным вопрос о возможности исследования электоральных настроений и эффективности проведения избирательных кампаний в сети Интернет, а также о важности формирования положительного политического имиджа в сети. Однако перед изучением данных аспектов необходимо более внимательно изучить вопрос присутствия электората в сети.
Исследования позволили нам не просто проследить динамику роста интернет-пользователей, но и определить ключевые характеристики социально-демографического портрета электората. Именно этой теме и будет посвящен наш заключительный блок.