Иваново
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
В преддверии очередных выборов в муниципальные органы города Иваново агентством Elect-Asist был проведен количественный анализ активности действующих депутатов Ивановскойгородской Думы в социальной сети «ВКонтакте». Проведенное исследование нацелено навыявление используемых сегодня современных методов ведения предвыборной кампании онлайн, а также на оценку степени присутствия действующих депутатов в самой популярной натерритории Российской Федерации социальной сети.

Выборы должны будут состояться в единый день голосования, 13 сентября 2020 года. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально еще не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
Ниже представлены все действующие депутаты Ивановской городской Думы и имеющиеся у них аккаунты и сообщества в «ВКонтакте». Как можно сразу заметить, ни один из депутатов не ведет персональное сообщество для самопродвижения, а собственный аккаунт имеют лишь 6 человек из 14. При этом 2 аккаунта являются уже неактивными, то есть они не обновлялись в течение последних 6 месяцев. Это позволяет сделать вывод о том, что использовать социальные сети в рамках своей предвыборной кампании потенциально может только незначительная часть депутатов, а именно 28,57% от общего числа.
База друзей + подписчиков
Следующая таблица содержит информацию о друзьях и подписчиках имеющих активные аккаунты депутатов. Неактивные аккаунты депутатов далее не рассматривались. На момент проведения исследования у активных в сети депутатов было от 825 до 980 друзей + подписчиков. Это мало в масштабах города, однако количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим фактором в агитационной кампании, проводимой в социальных сетях.

Проверка базы друзей + подписчиков путем их фильтрации от ботов и забаненных страниц показала хороший результат. Процент несуществующих в реальности и заблокированных среди друзей и подписчиков не превышает 20,35%. Это значит, что депутаты не пользуются искусственной накруткой своей базы подписчиков, а все рассматриваемые пользователи вероятнее всего реальные люди. Несколько хуже результат проверки этих пользователей на предмет активности в сети. Количество тех из них, кто не появлялся в «ВКонтакте» более месяца в среднем составляет 25,73%. Только у одного депутата этот процент составляет 12,85%, у двух других 32,04% и 31,40%.
Посты и охваты
Статистика по постам снята за последний год (февраль 2019 – февраль 2020). На странице Андреева Ивана Андреевича за это время не было сделано ни одного поста, поэтому его аккаунт в таблице не представлен. У остальных депутатов наблюдается большое разброс по количеству публикуемых постов – от 8 (у Горюновой О.) до 126 (у Климиной Н.) за год. Таким образом, Климина Н. В. проявляет наибольшую активность в социальной сети и регулярно публикует новые посты, что говорит о её желании поддерживать контакт со своим избирателем онлайн.

К сожалению, охваты постов депутатов оставляют желать лучшего. Это значит, что крайне мало избирателей получают информацию от депутатов в социальных сетях.
Реакция на посты
Реакции на публикуемые посты – важнейший показатель для оценки эффективности PR-кампании в социальной сети. Ниже представлена статистика, отражающая количество пользователей, отреагировавших на публикуемую депутатом в сети информацию, а также процент тех из них, кто непосредственно проживает в Иваново и, соответственно, является целевой аудиторией депутата.

В целом, показатели очень низкие, а также велика доля уже «неживых» аккаунтов и ботов. Особенно важен здесь показатель «живых» и местных пользователей. Удовлетворительный результат имеет лишь Климина Н. В., у которой он достигает почти 55%.
Общие выводы
Проведенное исследование показывает очень низкую заинтересованность депутатов в проведении предвыборной кампании онлайн. Даже те депутаты, которые выразили намерение работать на свою репутацию в социальных сетях, увы не достигли пока успехов во взаимодействии с избирателями таким образом. Активность депутатов Ивановской городской Думы в социальной сети «ВКонтакте» остается очень низкой, что говорит об их неготовности к использованию современных методов участия в предвыборной борьбе.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в г. Иваново насчитывается 305 966 избирателей. Активными пользователями «ВКонтакте» из них являются 161 220 человек. Таким образом, аудитория «ВКонтакте» г. Иваново составляет 52,69% от общего числа избирателей, что весьма хороший результат для небольшого города.

Однако наибольший интерес представляют не просто активные пользователи социальной сети, а те из них, кто оказывается вовлечен в общественный дискурс. В процессе сортировки наиболее многочисленных сообществ г. Иваново «ВКонтакте» были выбраны те, которые так или иначе имеют общественную тематику. Далее был произведен анализ подписчиков этих сообществ: собраны те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе («Пользователи, активно интересующиеся общественной жизнью региона (от 1-го)»), кто состоит в двух таких сообществах (от 3-х) и кто состоит в трех (от 3-х). Полученные результаты позволяют сделать вывод о разной степени вовлеченности людей в общественную жизнь города. На основании этих данных был определен объем потенциальной целевой аудитории среди пользователей «ВКонтакте» из г. Иваново. Процент такой аудитории в г. Иваново не превышает 30% от общего числа избирателей, что свидетельствует об относительно невысоком уровне заинтересованности местных пользователей в общественной жизни города.
Активность политических партий и движений в регионе
На следующем этапе расследования рассматривалось взаимодействие местной интернет-аудитории и различных политических сил. Традиционно на предмет активности в «ВКонтакте» были проверены 6 политических сил: политические партии «Единая Россия» (ЕР), ЛДПР, КПРФ, «Коммунисты России» (КР), «Справедливая Россия» (СР) и движение Навального.
В таблице представлена информация о результатах локальной активности политических сил за полгода. Все рассмотренные сообщества характеризовались узкой региональной направленностью, то есть были рассчитаны именно на избирателей г. Иваново. Как видно в таблице, ни одна из политических сил пока не добилась значительных успехов в борьбе за избирателя на платформе социальной сети «ВКонтакте» по г. Иваново. Лишь партии «Единая Россия» и ЛДПР представлены локальным сообществом «ВКонтакте», однако имеют совсем скромное количество подписчиков и уровень активности в сети.
Далее представлена информация о присутствии и активности электората г. Иваново вобщефедеральных сообществах основных политических сил. Наибольший интерес для политически активных жителей г. Иваново представляет движение Навального. На его долю выпадает 1 588 подписчиков из г. Иваново, которые за последние полгода оставили порядка 563 признаков активности. На втором месте оказалась «Единая Россия», имеющая 1 061 подписчика. Остальные по этим показателям отстают и пока не отличаются высоким уровнем популярности.
Таким образом, расклад сил на платформе социальной сети «ВКонтакте» в отношении г. Иваново выглядит следующим образом. Движение Навального привлекает наибольшее внимание избирателей г. Иваново, используя при этом ресурсы общефедеральных сообществ. «Единая Россия» остается одним из самых известных участников политического процесса и общественного дискурса как в России, так и в пределах г. Иваново. Однако об успешной стратегии по продвижению «Единой России» в интернете речи пока не идет. ЛДПР и КПРФ занимают скромные позиции на уровне г. Иваново и также не отличаются особыми успехами в проведении онлайн-кампании. Коммунисты России и Справедливая Россия на сегодня не представляют из себя серьезных игроков на политической арене и не пользуются поддержкой общественности г. Иваново в интернете.
Потенциал роста
В завершение исследования был рассмотрен потенциал роста для политических сил на платформе социальной сети «ВКонтакте». Сначала было взято число пользователей, активно интересующихся общественной жизнью города. Это те пользователи, которые оказались подписаны на сообщества, имеющие контент общественного характера. Результаты анализа показали, что политические силы на сегодня охватывают эту аудиторию лишь на 1,31% и, соответственно, потенциал роста для них в этом направлении составляет 98,69%. Из этого можно сделать вывод, что политическим силам, желающим заручиться поддержкой избирателей города, предоставлены наилучшие условия для начала работы по продвижению среди общественно ориентированной аудитории г. Иваново в интернете.
Однако в первую очередь представляется целесообразным сделать акцент на продвижении среди политически активных горожан. Ниже показаны результаты анализа охвата политическими силами избирателей г. Иваново, активно интересующихся политикой. Это те пользователи, которые подписаны на страницы действующих политиков, политических партий и движений. Охваченными политическими силами оказались 12,91% заинтересованных избирателей. Таким образом, потенциал для роста составляет 87,09%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda