Дрозденко А.Ю.
Обзор активности губернатора и электората Ленинградской области во ВКонтакте
На сегодняшний день в России растет уровень недоверия к власти, к процедуре проведения выборов и к отдельным личностям политической арены. В связи с этим главы регионов, депутаты и отдельные структуры власти начали активно вести страницы в социальных сетях. В обращениях президента Владимира Владимировича Путина можно отметить тенденцию к более плотному сотрудничеству и открытому диалогу населения с политиками, в том числе через аккаунты в социальных сетях. Насколько такое общение может быть перспективным показывает масштабное исследование, проводимое агентством Elect-Assist. В ходе которого, анализировались аккаунты сети Вконтакте политических деятелей и муниципалитетов тех регионов, где в сентябре 2020 пройдут выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данной статье рассмотрим более подробно деятельность Александра Юрьевича Дрозденко. Который на протяжении последних 8 лет (с 28 мая 2012 года) занимает пост губернатора Ленинградской области. Александр Юрьевич активно ведет страницы в популярных социальных сетях имеет верифицированный профиль в Инстаграм, Фейсбук, а так же группу поддержки вконтакте.
База друзей + подписчиков
Александр Юрьевич на момент исследования имел более 12,5 тысяч подписчиков во Вконтакте. А спустя 2 месяца прирост аудитории составил +43% и повысился до 18071 подписчика (на конец июня 2020 года).

Такой быстрый рост говорит о том, что он реализует политические SMM на высоком уровне. Тем самым вызывая интерес аудитории к его личности и освещаемой деятельности. Это подтверждает и тот факт, что 99,4 % процентов его аудитории "живые" аккаунты. То есть среди его подписчиков практически отсутствуют фейковые страницы или так называемые "боты". Также можно отметить, что практически все его подписчики активные пользователи Вконтакте 98,61%, которые за последнии 2 месяца были онлайн, ставили лайки и оставляли комментарии в сети.

Также стоит отметить возросший процент местной аудитории среди подписчиков губернатора ленинградской области и составивший 36,4%.
Посты и охваты
В период с апреля 2019 по апрель 2020 года было опубликовано 393 публикации в группе Дрозденко. А это более 1 поста в день. Средний охват одного поста составляет 10477 просмотров. То есть условно 8 из 10 подписчиков просматривают публикации губернатора Ленинградской области. Что говорит о безусловном интересе его аудитории к публикуемому контенту.

Стоит отметить, что общие охваты публикаций за год в 3 раза превышают количество избирателей. Это значит, что часть его избирателей видела посты действующего главы ленинградской области несколько раз в течение последнего года. Таким образом Александр Юрьевич информирует весомую часть своих потенциальных избирателей о фактически проделанной работе в правительстве Ленинградской области.

Реакция на посты
Своеобразным маркером популярности в социальных сетях является количество реакций на публикации. В ходе исследования были собраны все реакции на посты за последний год. Ниже мы рассмотрим более подробно, кто их оставил: «живые» пользователи, боты, местные или аккаунты из других регионов.

Александр Юрьевич имеет высоко активную аудиторию. Об этом говорит высокое количество реакции под одним постом. Так на одного подписчика приходится в среднем 53 реакции на контент за год (а это лайки, комментарии и репосты). Также можно сделать вывод о регулярной, успешной работе по продвижению в социальных сетях. Т.к. среди пользователей оставивших реакции низкий процент так называемых "Ботов" и накрученных подписчиков. Следует отметить, что процент местных жителей крайне не высок - менее 3%. Это может быть связано с тем, что у пользователей прописанных в Ленинградской области и являющихся потенциальными избирателями Дрозденко, но при этом работающих в Санкт-Петербурге может стоять в настройках аккаунта: Северная столица как основной город. Соответственно эта категория автоматически программами будет отнесена как к категории "не местных пользователей".

Если рассмотреть содержание комментариев под постами Александра Юрьевича, то на лицо слаженная работа многих ведомств Правительства Ленинградской области. Т.к. комментаторы поднимают острые проблемы из разных уголков Ленинградской области, а в ответ получают четкую информацию и конкретные инструкции от компетентных ведомств. Так в период пандемии и всеобщей самоизоляции работа в социальных сетях губернатора Ленинградской области напоминала справочное бюро, куда обращались жители области для решения своих проблем.

Общие выводы
  • Дрозденко Александр Юрьевич ведет четко выстроенную, активную политику по продвижению в социальных сетях. Которая дает ему приток активной аудитории его потенциальных избирателей.
  • Губернатор Ленинградской области имеет чистую активную аудитории в социальной сети Вконтакте.
  • Низкий процент местной аудитории у его аккаунта говорит о высоком потенциале для продвижения в социальных сетях.

Обзор регионального электората во Вконтакте
По данным Избирательной комиссии на 2020 год в Ленинградской области насчитывается 1 362 664 избирателей. Из них активных, «живых» пользователей в социальной сети Вконтакте 369540, что составляет почти треть аудитории 27% процентов. Что говорит о среднем уровне проникновении данной социальной сети в регионе.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона. Мы проанализировали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественной жизни.

В данном регионе мы увидели не высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе
Далее мы посмотрим позиции региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
На региональном уровне в Ленинградской области на первые позиции выходит партия Единой России, как по участникам, так и по активностям пользователей в сети Вконтакте. Далее с минимальным разрывом идут Навальный, ЛДПР и КПРФ соответственно.

Коммунисты России и Справедливая Россия имеют низкую популярность во Вконтакте данного региона.

Основные выводы
  • В региональных сообществах Ленинградской области наиболее популярна партия Единой России. При этом на федеральном уровне она имеет мене сильные позиции и уступает движению Навального ЛДПР и КПРФ.
  • На федеральном уровне по количеству подписчиков и активности среди ленинградской области лидирует движение Навального.
  • Второе и третье место по количеству подписчиков во вконтакте занимают федеральные партии ЛДПР и КПРФ соответственно.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Ленинградской области 20% пользователей соц.сети Вконтакте активно интересуются политической жизнью региона, подписаны на аккаунты местных политических деятелей. Если мы соотнесем эту цифру с количеством пользователей интересующихся общественной жизнью, то увидим, что половина активной целевой аудитории ВК уже охвачена местными политическими силами. А следовательно можно отметить , что потенциал для роста составляет 50% для дальнейшего развития и продвижения политических лидеров среди активной аудитории пользователей Вконтакте.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda