Crowdsourcing. Особенности использования ресурсов виртуальных групп
Термин «Краудсорсинг» происходит от английского Crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов» — передача определённых задач изначально неизвестной группе лиц, без заключения трудового договора. Это использование интеллектуальных ресурсов большого количества людей для решения различных задач.

Еще один вариант происхождения термина — от английских слов «толпа» и «аутсорсинг», то есть передача задачи внешнему исполнителю В первый раз слово «краудсорсинг» применил в 2006 году корреспондент Джефф Хау в статье The Rise of Crowdsourcing и позже в книге «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса». Под термином «Мудрость толпы» ранее аналогичное явление описывал Джеймс Шуровьески, аналитик New York Times и Wall Street Journal.

Использование ресурсов масс практиковалось и ранее. Наиболее яркие упоминания – произведения Сержа Московичи и Гюстова ЛеБона. В этих произведениях рассматривается концепция «Духа нации», как основы, источника действий масс и индивида. Эти работы содержат описание основных принципов функционирования масс, в них тоже рассматривается своеобразная виртуальная среда взаимодействия – абстракция, называемое «коллективное-бессознательное», ЛеБон называет эту субстанцию «токи толпы», условные информационные потоки, образующие поле взаимодействия.

Однако здесь нужно уточнить определения. В книге «Мудрость толпы» Шуровьески критикует ЛеБона за односторонность рассмотрения толпы лишь в негативном контексте.

ЛеБон рассматривает толпу как самостоятельный организм, обладающий собственной волей. Часто поступки толпы идут вразрез с социальными и психологическими установками ее участников.

По мнению Ле Бона, когда толпа совершает что-либо, она всегда совершает глупость. Толпы могут обладать храбростью, трусостью или жестокостью, но не обладать мудростью. По его словам, «в толпах аккумулируется глупость, а не здравый смысл». Толпе недоступны интеллектуальные действия, и их подоплека «всегда ниже интеллектуального уровня отдельного индивидуума».

ЛеБон рассматривает поведение толпы в специфичных условиях. Под термином «толпа» в этих книгах понимается различная совокупность индивидов и различные внешние условия, оказывающие влияние на них. Человеческая психика способна единовременно обрабатывать от 7 до 9 различных воздействующих факторов. В реальности это значение определяется индивидуальными параметрами человека и его текущим состоянием. Визуальные, звуковые, тактильные каналы восприятия уже занимают часть этих значений. Дальше включается внешняя среда. Одна ситуация – когда есть спокойная рабочая обстановка, максимум – интенсивный мозговой штурм и поставленная цель, другая – когда есть огромная группа людей единовременно присутствующая в определенном времени и месте пространства.

В этих ситуациях общее – это информационное поле, в первом случае задачи, во втором цели присутствия. Но цель присутствия не определяется однозначно, активная часть толпы весьма невелика, часто значителен объем собравшихся спонтанно.

В большой группе снижается чувство ответственности, обширно загружаются каналы восприятия, перекрывая лимит на обработку воздействующих факторов. Человек в массе –загружен внешней обстановкой, потоками информации: тактильными (внутренние колебания массы толпы), аудиальные и визуальные (движения собравшихся, потоки разговоров, лозунгов).

В результате сознание загружается обработкой этих потоков и становится не в состоянии отфильтровать новые потоки, при этом если начинает происходит постоянное повторение некоторой информации (лозунг, слоган, призыв), то возникает эффект резонанса, сходный подобному в физике и технических системах, эта повторяемая информация начинает свободно проникать в сознание и захватывать ресурсы сознания на обработку и выполнение. А так как нагрузка велика, то происходит отзеркаливающий эффект соседа по принципу: раз все рядом делают так, то это оптимально, так менее энергозатратно, что усиливает эффект заражения.

Шуровески описывает похожее явление – информационный каскад, когда из-за недостатка информации человек начинает наблюдать и искать информационные подсказки в поведении окружающих, схожий эффект выявляется и от переизбытка информации, так как нет возможности выделить информационный поток, оптимальный для сознания. Подобное есть и в технических системах – DDOS-атака, атака элемента сети огромным объемом бессмысленных служебных информационных пакетов, что загружает память сетевого узла и позволяет в одном из пакетов передать вредоносную команду, которая не пройдет проверку и будет выполнена или остановить работу системы, заняв всю память.

Если обратиться к теории «Черного лебедя», редких случайных событий, которую ввел трейдер, математик и философ Нассим Талеб, можно сделать вывод, что толпа обладает большой степенью неопределенности и является генератором таких событий. Однако если на толпу оказывается информационное воздействие, то можно задать направление этих случайных событий, например, задав группе построение тематического прогноза, можно получить на выходе варианты различных версий, которые в итоге в смысле рассмотренного выше усреднения, сведутся к среднему итоговому прогнозу. Если толпа функционирует в условиях внешней неопределенности, то прогнозировать ее действия становится сложно, выявить тенденции деятельности получится, но вероятность появления внезапных событий (например, новой информации от некоторых участников, которой ранее не было, способно изменить тенденцию поведения толпы).

Таким образом, идея «краудсорсинга» не нова, но только появление интернета сделало этот способ дешевым и общедоступным в десятках областей человеческих познаний. Хау утверждал, что развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Последнее обстоятельство разрыв между специалистами и любителями в разных отраслях познаний. В итоге организации получили возможность воспользоваться талантами «сетевой толпы» в своих целях, привлекая миллионы людей к работе над разными задачами.

Идея, которая лежит в основе «краудсорсинга», зародилась еще до изобретения самого термина. В 2004 г. Джемс Шуровески опубликовал книгу «Мудрость толпы», заявив, что при верно заданных условиях поиск решения какой-нибудь трудности с опорой на совокупные познания массы людей может оказаться более действенной методикой, чем применение познаний и опыта некоторого количества из них.

Шуровески утверждал, что толпа может оказаться умной при соблюдении ряда условий:
  • она обязана быть многообразной (состоять из суверенных друг от друга людей)
  • децентрализованной и иметь возможность выразить свое мнение в единый приговор

Шуровески выделяет следующие условия, характеризующие мудрую толпу:
  • многообразие мнений (каждый человек должен обладать собственным мнением, пусть это даже самая невероятная интерпретация известных фактов)
  • независимость участников (мнение отдельных членов группы не зависит от суждений окружающих)
  • децентрализация (люди имеют возможность основываться на локальных сведениях)
  • агрегирование (механизм объединения личных мнений в коллективное решение)
  • Отсутствие избыточной информации. (недостаток информации компенсируется наличием информационных фрагментов у каждого из участников, но переизбыток вносит метание между информационными единицами (фактами, версиями и т.д.), что может исказить выведенный группой результат).

Если в группе соблюдены все перечисленные условия, ее общее «суждение» с большой вероятностью окажется точным, так как речь идет о поиске истины при помощи математической логики. Если вы попросите достаточно большую группу независимых друг от друга людей сделать прогноз или оценить вероятность наступления того или иного события, а потом найдете их общий «ответ», ошибки участников взаимно исключат друг друга. Любое предположение состоит из двух компонентов: точной информации и ошибочных наслоений. Чтобы группа проявила коллективную мудрость, должны присутствовать хоть какие-нибудь достоверные сведения в «информационной» части уравнения «информация минус ошибка». В данном случае выделяется некое «среднее мнение» толпы, притом не усредненное, а составленное из пересечений различных мнений на подобие диаграмм Эйлера-Венна в математической логике. Важно, чтобы группа, толпа была разнородной. Разнородность для небольших групп и неформальных объединений важнее, чем для крупных, таких как рынки или электораты.

Разнообразность мнения и неоднородность малых групп расширяет точку зрения на проблему, устраняет эффект инертности мнения, бюрократизма, разнородные группы обладают не шаблонным, оригинальным мышлением, отсутствием стереотипов. Большие группы неоднородны по умолчанию из-за своей численности. Например, финансовые рынки неоднородны, так как состоят из людей, по-разному относящихся к финансам, риску, с разным опытом.

Неоднородность в малых группах необходимо поддерживать организационно, чтобы избежать возникновения коалиций. Разнородная группа людей придет к нужному решению быстрее и эффективнее, чем один-два специалиста.

В своей книге Хау доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, чаще всего могут выдавать наилучшие результаты, чем профессионалы. Специалисты, даже наиболее умные, постоянно будут более ограничены, чем тыс. энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-нибудь области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Результатами мозгового штурма «сетевой толпы» могут стать, например, дизайнерские решения для футболок, способы сокращения бюджета, слоган для новой марки пива, решение сложной математической задачи, поиск пропавшей подводной лодки, прогнозы рыночной и партийной динамики.

Базисом всех проектов, использующих краудсорсинг, являются талантливые люди, которые готовы жертвовать своим временем. Обычно энтузиасты, которые занимаются такими проектами, стремятся не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы.

Общая формула краудсорсинга:
Результативность_Краудсорсинга = Значимость_результат * Затраты_времени


Правила краудсорсинга, выделяемые Джефом Хау, цитируются по книге «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса»:
  • Правильный выбор модели. Нужно определить начальную точку старта работ, основу, итог к которому нужно прийти, сильные и слабые стороны, возможности. Провести SWOT-анализ
  • Правильный выбор целевой группы. Нужно выбрать тот срез сетевого сообщества, представители которого наиболее близки к разрабатываемой теме.
  • Правильный выбор вознаграждения. Это катализатор создания заинтересованного сообщества. Чтобы заинтересовать людей нужно понять их мотивацию участия: личная слава, общение с единомышленниками, повышение мастерства или обучение.
  • Немота толпы или принцип благожелательного диктатора. Распространенное заблуждение относительно краудсорсинга – самостоятельность работы толпы. В виртуальной группе либо в процессе взаимодействия участников выделяется управляющий элемент (участник, подгруппа) либо действия группы заранее координируются инициатором. Это позволяет оптимизировать ресурсы при работе над проектом (время, информация).
  • Упрощение задачи и разбивка на подзадачи. Задача должна быть измеримой, конечной, интервально-определенной. Специализация на модулях проекта, этапах проекта способствует детальной проработке и контролю качества элементов, ускорят процесс построения всего проекта.
Недостатки краудсорсинга:

  • Нет гарантий, что среди исполнителей не будет оппортунистически настроенных субъектов, которые внесут скрытые ухудшающие результат параметры
  • Низкая квалификация участников, приоритетность скорости исполнения, а не качества.
  • Искажение и сокрытие интересных предложений в общем спаме и шуме не имеющих практического применения идей
  • «Эффект Матфея», когда наиболее простые в реализации решения оказываются в большем приоритете, чем более сложные, но более подходящие для полной реализации задачи.
  • Низкий КПД коллективной интеллектуальной деятельности, если не использовать дополнительной мотивации – материальной, информационной, психологической (пирамида Маслоу)
  • Подверженность воздействию медиа-вирусов негативного содержания.

Медиа-вирусы и краудсорсинг.
Совокупность потенциальных участников краудсорсинговых проектов, технических и виртуальных коммуникационных сред между ними образует медиа-пространство или инфосферу. Инфосферу можно представить, как новую часть экосистемы или как питательную среду, в которой развиваются новые идеи краудсорсинга. В этой среде функционируют совокупности информационных единиц: медиа-события. В зависимости от содержащейся в них информации, они могут влиять на функционирование участников виртуальных коммуникаций – начиная от искажения, зашумления процесса краудсорсинга, заканчивая инициацией социальных событий в реальности. Такие медиа-события выполняю роль аналогичную программам класса «Троян», мифологического Троянского Коня, и являются по своей сути медиа-вирусами.

Медиа-вирусы циркулируют в медиа-пространстве, так же как биологические вирусы, распространяющиеся в организме или экосистеме. Питательной средой медиа-вируса может быть все, что способно привлечь внимание и обладающее простотой восприятия.

Оболочки медиа-вируса прикрепляются к любому факту, яркой информации, происшествию, в любом месте где их можно заметить. После этого медиа-вирус вносит в информационное пространство содержащиеся в нем концепции в виде смыслового кода — «мема». Можно сказать, что «мем» это информационный эквивалент биологического гена. Подобно биологической структуре мемы воздействуют на субъекта – на поведение, восприятие событий, общение, на деловую активность.

Скорость распространения медиа-вирусов напрямую зависит от того, насколько сильно мем способен пробудить интерес хозяина либо массовой культуры в целом. Чем более провокационна картинка, символ, действие – тем более массово и глубже их проникновение в информационное пространство. Важно, чтобы элементы мема, хотя бы часть информации была знакома тому, той группе, на которую рассчитан медиа-вирус. Если образ не знаком, то реципиент не будет способен автоматически среагировать на медиа-вирус. Таким образом увлеченность, повышенный интерес к информации мема сигнализируют о сниженной либо отсутствующей устойчивости к вирусу.

Успех мемов, скрытых внутри вируса, зависит от того, насколько широк наш кругозор, насколько мы некритично воспринимаем информацию, в каких вопросах недостаточно компетентны. Если мы не обладаем устойчивой позицией по какому-либо вопросу, то наше медиа восприятие не защищено, у мемов атакующего медиа-вируса повышается способность к проникновению в наше восприятие и мысли.

Выделяют основные типы медиа-вирусов:
Самые распространенные вирусы: рекламные приемы или деятельность медиа-активистов, – проектируются и распространяются умышленно для продвижения товара, технологии, личности, события.

Также имеются вирусы, которые можно назвать «кооптированными» или «вирусами-тягачами» – это различные события и происшествия вокруг общественных персон, значимых мероприятий, групп, компаний.

Вирусы-тягачи часто создаются простыми для восприятия, без интеллектуальной нагрузки, например — фото субъекта истероидного психотипа с телефоном в руке и односложной фразой-комплиментом, может стать более цитируемой, чем анализ цитаты Ф. Ницше. Или породить лавину цитирования, если послужит основой для пародийного мема, картинки, называемой демотиватором. Медиа-вирусом может быть и персона, пример – политики, спортсмены, все общественные персоны. Из последнего и яркого – крымский «няш-прокурор» Н. Поклоноская.

«Вирусы-диссонансы» разрабатываются на гипнотических методиках, разработанных М. Эриксоном, основаны на внутренне противоречивом сочетании слов, которое создает собственное понятийное пространство в сознании реципиента. Чем большее время удерживается внимание атакуемого, тем больше сознание пытается построить понятийный ряд и классифицировать новую информацию, тем выше вероятность успешного внедрения мемов медиа-вируса. Примеры – «Выбирай сердцем», «Голосуй или проиграешь», «Если не Путин, то кто?», «За честные выборы. За Навального». Опасность данного вида медиа-вируса для краудсорсинга аналогична опасности вирусного программного кода для компьютера- загрузка памяти и ресурсов сознания, рассредоточение внимания, влияние на решение. Важно отметить механизм проникновения, инфицирования вирусом — «шприц» для вируса. Часто метод распространения вируса приносит не меньше информации, чем мемы, содержащиеся у него внутри. (пример тематические страницы социальных сетей, мода на определенный вид коммуникаций – понятийный (сленг, демотиватры, стёб), технологический – «мобильность»).

Самозарождающиеся вирусы – это события, образы, идеи, возникающие в медиа-пространстве совершенно случайно, получают широкую популярность из-за порождаемого резонанса восприятия у всех сталкивающихся с ними. Причины возникновения – непроизвольное появление необычного события, свойства во время действий или деятельности, направленной на достижение другой цели. Пример – теория хаоса в приложении к широкому кругу научных дисциплин и разнообразной деятельности человека.

Медиа-вирусы – не обязательно создаются для деструктивных действий и целей. Биологические вирусы, если позволяет сочетание факторов среды, способны оказать фатальное воздействие на организм, в котором функционируют. Они переориентируют основные функции пораженных органов хозяина.

Медиа-вирусы тоже проникают в структуру, аналогичную организму, они нацелены на воздействие в системах, имеющих информационные и понятийные противоречия, которые воздействуют на культурную среду общества и блокируют естественный, произвольный информационный обмен.Медиа-вирус может быть создан с целью противодействия политическому институт, религиозным теориям, производственным и экономическим отраслям. Медиа-вирусы могут использоваться как средство воздействия от запущенных ранее информационных вирусов, выступая в роли компенсаторов действия.

Медиа-вирусы вне зависимости от способа создания являются одним из драйверов эволюционного процесса.

Краудсорсинг можно рассматривать как частный случай среды для «самозарождающегося» вируса. Изначально в меди-пространство или группу участников проекта «инъецируется» постановка задачи и далее уже происходит взаимодействие «зараженных» медиа-единиц, самозарождение идеи, решения в ряде случаев и передача вируса на другие медиа-единицы. Инфицирование может иметь различные масштабы в зависимости от броскости, яркости поставленной идеи. По теории «пяти рукопожатий» может распространиться в разные социальные группы и географические локации.

Например, вброшенная новость может породить мощнейшую цепочку ассоциаций, прогнозов, реакций. Феномен медиа-вируса можно использовать для постановки задач краудсорсинга, формируя подачу идеи в виде медиа-вируса или мема. Предположу , так как данное утверждение требует экспериментальной проверки, что краудсорсинг и меди-вирус могут быть взаимопорождаемы друг-другом, рекурсивны – группе ставится задача на разработку мема, медиа-вируса, полученный мем распространяется дальше, подхватывается (или внедряется) в следующую группу, возможно более широкую, возможно включающую первую, там в результате обработки сознанием может оказывать влияние на процесс краудсорсинга как продуктов подобного рода, так и других краудсорсинговых разработок, степень влияния зависит от близости информационной составляющей исходного медиа-вируса и разрабатываемого объекта.

Считаю, что у краудсорсинга, как методологии, есть будущее. Подход коллективного решения проблем/задач, генерации идей позволяет достичь результата гораздо быстрее, чем традиционный аутсорсинговый подход или вертикальное распределение задач в компаниях. Краудсорсинг развенчал монополию эксперта на работы в своей области.

Мне, например, откровенно надоели многочисленные «корпоративные нормы и стандарты». Краудсорсинг предоставляет свободу трудовых действий, но при этом такая форма взаимодействия работника/работодателя должна быть в рамках договорного и трудового права. Несомненно, качество краудсорсинг-проекта зависит от уровня той группы, которая работает над проектом. Для оптимальности результата группа экспертов должна быть разбавлена «неспециалистами», специалистами из других дисциплин. Например, «гуманитарии» должны быть дополнены «технарями» и наоборот. Краудсорсинг несет в себе и проблемы – это сложности в области авторского права, информационной безопасности. Частично решить их можно разбивая задачу на части и создавая «круги краудсорсинга» — те группы, которые могут работать с определённым уровнем доступа, при этом важно избежать группового стереотипного мышления. Технологию нужно развивать и это одно из бизнес-направлений, например, организация краудсорс-площадок – как виртуальных, так и в виде антикафе с доступом в сеть и средствами презентации. Краудсорсинг может быть мощным оружием пропаганды и контрпропаганды, но может быть поражен сам собою, если предметом краудсорсинга станет мем или медиа-вирус. Технология будет удобна для привлечения средств к социальным проектам и инициативам. Ресурсы толпы еще не изучены полностью, возможно, что тема краудсорсинга не ограничится только привязкой к технологической стороне вопроса.

Made on
Tilda