Чебоксары
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
13 сентября 2020 года должны состояться региональные выборы в Чебоксарское городское Собрание депутатов. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов Собрания в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности региональных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.
Общая информация
В общем и целом, ситуация по данному городу выглядит следующим образом:

Только у 19 депутатов из 42 есть профиль в ВК. Из этих 19 депутатов только у 2 закрытый профиль в ВК (Антонов С.Г. и Евсеев Д. Б. — их мы далее в исследовании учитывать не будем),что говорит об открытости большинства в работе с избирателями. У 3 депутатов есть группа поддержки.
База друзей и подписчиков
У тех, депутатов, что имеют свои активные профили или группы в ВК есть определенное количество друзей + подписчиков: от 5 до 11 261. В целом немного в масштабах города, но это количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

в чем мы сможем убедиться чуть позже. Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 72,88% до 88,70%, что является достаточно хорошим показателем. Однако у 5 депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории. Только 2 депутата практически не ведут свою страницу (либо не выкладывали постов за этот год совсем, либо выложили только 1 пост).
Посты и охваты постов
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу города Чебоксары указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам – за 2015 год. В столбце «Кол. избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Чебоксары, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия республики Чувашии предоставляет актуальные данные по численности избирателей по муниципальным округам, а не по избирательным). Евсюкова Н.Ю. победила на Дополнительных выборах в 2018, поэтому количество избирателей указано за этот год. У депутатов Антонова В.М., Васильевой О.Н., Нестеровой Е.Л. за последний год постов не выходило.

Разброс по количеству постов у депутатов Чебоксар небольшой – от 2 постов за год у Калмыкова И.Ш. до 653 у Ковалёва А.А. Ковалёв А.А. и Горбунов В.А. проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют 1-2 постов ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в ленте.

Высокие проценты охвата к избирателям зафиксированы у пяти депутатов (Борисов Ю.Л.,Горбунов В.А.,Евсюкова Н.Ю., Ковалёв А.А., Кригер В.В.), которые за год собрали охваты в несколько раз больше чем количество их избирателей. У Ковалева А.А. такой результат достигнут частым постингом. Это значит, что часть избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года.

Следует положительно отметить 2 профиля депутатов в этой дисциплине – Горбунова В.А. и Ковалёва А.А.
Реакции на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или иногородние.

И в этой таблице мы видим достаточно низкую заинтересованность местных избирателей в контенте политиков. По показателям профиля двух депутатов можно сказать, что их посты не заинтересовывают избирателей и собирают минимальное количество реакций (Калмыков И.Ш. и Лебедев С.Н.).

В данной дисциплине сильнейшим выходит депутат Ковалёв А.А. – у него относительно высокая активность избирателя на его посты, при этом эта активность чистая, активность «живого» местного избирателя, а, стало быть, этот депутат старается добиться основных целей агитационной кампании в соцсетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов во ВКонтакте пока находится на низком уровне, большинство депутатов пока не ведёт активной работы в соцсетях. В частности, об этом говорит небольшое количество постов в профилях.

Но один депутат (Ковалёв А.А.) ведёт работу с избирателем во ВКонтакте на довольно высоком уровне.
Обзор регионального электората в ВК
По состоянию на 2020 год в Чебоксарах насчитывается 370 653 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 222 991, что составляет 60,16%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА).

В данном городе мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК по сравнению с другими административными центрами регионов России.
Активность региональных политических сил
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.

Из региональных политических сил лидируют ЕР и ЛДПР.
Из региональных политических сил лидируют ЕР и ЛДПР.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Чебоксар, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических сил. Здесь картина дополняется тем, что наряду с ЕР и ЛДПР хороший уровень активности показывают КПРФ и движение Навального. Движение Навального опережает всех по нижеуказанным показателям, второй твёрдо идёт ЕР. ЛДПР опережает КПРФ по количеству чебоксарских подписчиков, но по активностям лучше у КПРФ. СР и КР по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» на общефедеральном уровне, но региональные сообщества не пользуются популярностью у населения.
  • Единая Россия демонстрирует высокие показатели активности, что соответствует статусу правящей партии.
  • У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • КР и СР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона, которые следят за действующими политиками в соцсети, подписаны на группы и профили политиков и политических партий и активно реагируют на контент в этих сообществах.
По данным цифрам видно, что чуть меньше 50% аудитории местных жителей – пользователей ВК, – пока не охвачены региональными политическими силами, и мы видим высокий потенциал роста влияния городских политических сил в ВК.
Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Чебоксарах мы видим крупную аудиторию «общественников», которая составляет около 25,5% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться городские политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории городскими политическими силами охвачено только 8,87% и потенциал роста остается колоссальным – 91%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоёвывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удаётся консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где это происходит уже в ближайшее время мы увидим серьёзные изменения в элитных раскладах. Те, кто не опирается на поддержку избирателя в соцсетях или, кто поздно включится в эту гонку за избирателя в соцсетях, будут безвозвратно терять свои позиции.

Соцсети становятся новым «административным ресурсом», так как политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda