И.А. Белозерцев
Обзор активности губернатора и электората Пензенской области во ВКонтакте
Сегодня Интернет проникает во все сферы нашей жизни. Миллионы людей по всему миру ежедневно пользуются браузером, социальными сетями, различными приложениями. Такая тенденция не могла остаться не замеченной специалистами в области политического SMM, ведь Интернет, а особенно социальные сети, являются прекрасной площадкой для продвижения политиков. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется исследование агентства Elect-Assist, позволяющее узнать, насколько эффективно политики используют свои возможности в социальных сетях.

В данной статье проводится исследование активности губернатора Пензенской области Белозерцева Ивана Александровича за период с апреля 2019 г. по апрель 2020 г., так как сентябре 2020 г. в этом регионе должны пройти выборы. Политик заинтересован в самопродвижении при помощи ведения страницы в социальной сети, хотя у него и нет своей группы поддержки. Профиль не является заброшенным, губернатор регулярно появляется в сети.
База друзей + подписчиков
В этом разделе был рассмотрен такой параметр, как база друзей и подписчиков И.А. Белозерцева.

Всего у губернатора 2 714 друзей и подписчиков. Это не слишком большое число в масштабах области, однако данный показатель не всегда является решающим в ходе избирательной кампании.

Анализ показал, что база друзей и подписчиков у политика очень «чистая», без ботов и забаненных пользователей. Это означает, что он он не прибегает к использованию различных «накруток» друзей и подписчиков. Такой подход к ведению аккаунта правильный.

Также стоит заметить, что все эти друзья и подписчики «живые», то есть среди них нет тех, кто забросил страницу и долго не появлялся в сети.
Посты и охваты
В таблице ниже приведена статистика по постам И.А. Белозерцева за последний год (апрель 2019-апрель 2020).

Согласно этим данным, губернатор довольно часто публикует посты на своей странице: примерно каждые три дня. Причем не может не радовать тот факт, что эту информацию видит более половины избирателей Пензенской области. То есть между губернатором и электоратом существует связь: люди видят его активность во ВКонтакте, а значит работа политика в социальной сети не безуспешна.
Реакции на посты
В этом пункте рассматриваются реакции пользователей на публикации И.А. Белозерцева: лайки, комментарии, репосты.

Анализ показал, что люди довольно активно оценивают посты губернатора: в среднем каждый набирает более 200 реакций. Причем эти реакции оставляют «живые» и пользователи, а значит политик не пользуется «накруткой» лайков, комментариев и репостов на своей странице.
Общие выводы
Общая активность И.А. Белозерцева во ВКонтакте на данный момент находится на довольно высоком уровне. Избиратели заинтересованы его деятельностью, активно подписываются на его обновления и оценивают публикации. Губернатор использует возможности для самопродвижения в социальной сети, и у него это хорошо получается. Остается только пожелать ему удачи и дальше успешно привлекать электорат на свою страницу.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 г. в Пензенской области насчитывается 1 064 393 избирателей. Из них активных во ВКонтакте – 317 537, что составляет 29,83% от общего количества электората. Это средний уровень проникновения социальной сети в сравнении с другими регионами.

Отобрав основные местные сообщества, публикующие новости из общественной жизни Пензенской области, мы подсчитали количество их участников. В таблицу ниже включены все пользователи, которые состоят хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), в двух (от 2-х) и в трех (от 3-х). Такая разная степень вовлеченности в общественную жизнь региона позволяет нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), заинтересованной в новостях, касающихся общественной жизни.

Согласно результатам исследования, среди жителей Пензенской области немного тех, кто интересуется новостями своего региона. Следят за публикациями двух выбранных сообществ почти 10% пользователей ВКонтакте, трех и более – около 6%.

Активность политических партий и движений в регионе
Далее приводится статистика активности политических сил в Пензенской области. Объектами анализа стали сообщества пяти различных российских партий и одного политического движения: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия и движение Навального.
Лидером среди политических сил Пензенской области стала КПРФ. Хотя на сообщество Справедливой России подписано больше людей, но они проявляют слабую активность, поэтому все же эта партия не является самой популярной в регионе.

Стоит заметить, что, к сожалению, региональных сообществ Коммунистов России и движения Навального нет. Если они хотят повышать свою популярность в Пензенской области, им стоит создать свои группы.
Кроме региональных сообществ политических сил, мы также используем в своем исследовании общефедеральные сообщества, собирая о них такую же информацию.

Здесь уже несколько иная статистика. Среди общефедеральных сообществ партий наиболее интересным жителям Пензенской области представляются группы движения Алексея Навального. Хотя если брать во внимание соотношение количества подписчиков и их активностей, то лидирующей вновь является КПРФ.

Коммунисты России — единственная партия, которая совершенно неинтересна пользователям из Пензенской области.
Кроме этих сообществ, в контексте активности региональных политических сил были также проанализированы профили ВКонтакте местных политиков. Всего было выявлено 10 страниц.

В ходе исследования было выявлено, что местные политики пока охватывают лишь малую часть всех избирателей.
Выводы
Таким образом, исходя из информации всего раздела, можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ на данный момент является наиболее влиятельной политической силой в Пензенской области. Люди интересуются новостями этой партии. Им также интересно движение Навального, однако у него пока нет своего представительства в регионе. При более активной работе КПРФ и движение Навального смогли бы привлечь достаточно большую аудиторию электората к своей деятельности.
  • ЛДПР и Единая Россия менее популярна среди местных жителей. Единой России стоит проявлять большую активность, если она хочет, чтобы их представитель был переизбран на будущих выборах.
  • Справедливая Россия и Коммунисты России пока не сильно интересны пользователям ВКонтакте из Пензенской области, поэтому им стоит больше работать над самопродвижением в социальной сети.
  • Местные политики, кроме губернатора, пока привлекают к своей деятельности немного человек. Им также необходимо уделить этому больше внимания.
Потенциал роста
В заключение необходимо отметить потенциал роста политиков и политических партий в регионе, чтобы понять, на какие уровни они могут выйти в ближайшее время. Здесь учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Пензенской области. Это люди, которые следят за активностью действующих политиков и партий во ВКонтакте, подписаны на их страницы и оставляют различные реакции к их публикациям.
По данным таблицы выше видно, что избирателей, активно интересующихся политической жизнью региона, пока не так много. На данный момент политики охватили не слишком большую часть политически активной целевой аудитории, и у них есть достаточно большой потенциал для вовлечения новых пользователей.

Также для политиков и политических партий важна аудитория «общественников». В таблице ниже приведены данные о пользователях, активно интересующихся общественной жизнью Пензенской области. Это те люди, которые следят за новостями сообществ, публикующих посты об общественных событиях региона.
Процент людей, интересующихся общественной жизнью, значительно выше, чем процент тех, кого интересует именно политика, однако все равно он пока не слишком велик. На данный момент охватили совсем небольшую часть этой аудитории, поэтому им есть куда стремиться после того, как они охватят большую часть интересующихся политической жизнью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda