Республика Беларусь
Обзор активности депутатов и электората во ВКонтакте
Сегодня одной из неотъемлемых частей нашей жизни является Интернет. У многих людей ни один день не проходит без того, чтобы не зайти в социальные сети и не полистать новостную ленту. Такое явление не могло быть не замеченным в политической сфере и не использованным политиками в качестве инструмента для достижения целей избирательной кампании. Социальные сети в наше время являются важным каналом коммуникации между кандидатами и электоратом. Благодаря ведению страниц в социальных сетях можно проводить предвыборную агитацию и менять уровень поддержки того или иного политика. Именно поэтому так важны исследования активности кандидатов в социальных сетях.
Общая информация
В данном блоке мы рассматриваем профили в социальных сетях депутатов Нижней палаты парламента Республики Беларусь (Палата Представителей), где в прошлом году состоялись выборы. Данное исследование проводится с целью выявления готовности депутатов к будущим предвыборным состязаниям в социальных сетях.

Из общей суммы депутатов в 110 человек, 35 человек имеют профиль ВКонтакте. У 4 депутатов есть группы поддержки ВКонтакте. У 2 депутатов профили закрытые (Л. С. Ананич, С. А. Горваль). В итоге получается, что в Республике Беларусь меньше половины депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
База друзей + подписчиков
Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определенное количество друзей + подписчиков от 4 до 1 820. В целом это не много в масштабах всей области, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в социальных сетях в чем мы сможем убедиться позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что у всех депутатов достаточно чистые базы без ботов. В среднем процент живых (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 70,79% до 100%, что является хорошим показателем (по результатам за период с 02.03.2019 по 27.02.2020). Однако у 6 депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории. У депутатов Брича Л.Г. и Николайкина В.П. друзья отсутствуют или скрыты.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Разброс по количеству постов у депутатов Беларуси большой: от 1 поста за год (Василевич М.В.) до 375 (Хлобукин И.К.). 2 депутата проявляют высокий уровень активности в публикациях своих постов (Гайдукевич О.С., Хлобукин И.К.). Они публикуют 1-2 поста почти каждый день, это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Однако охваты этих постов у большинства депутатов не большие. Те депутаты, которые имеют небольшие охваты своих постов, «не доходят» до своего избирателя в социальных сетях. Особенно обидно за тех депутатов, кто постит по 1-2 поста каждый день, но при этом имеет небольшие охваты, то есть это напоминает работу «в стол», когда ваши работы мало кто видит. Смысл такого активного постинга с низкими охватами теряется.

У депутатов Бегебы В.К., Брича Л.Г., Вабищевича П.А., Гайдук О.В., Демидовича В.Н., Николайкина В.П., Поляковой И.М. отсутствуют посты за указанный период.
Реакция на посты
Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Мы собрали все реакции на посты за последний год и посмотрели кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или пользователи из других стран.

В этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуются различными «накрутками» и ведут честную работу с избирателем в ВКонтакте. Хотя у одного депутата мы наблюдаем подозрительную повышенную активность «неместных ботов» (Н.Г. Голуб).

В данной дисциплине в тройку сильнейших входят Гайдукевич О.С., Хлобукин И.К., Сайганова Т.И. У них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, эта активность «живого» местного избирателя, а стало быть эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в социальных сетях.
Общие выводы
Общая активность депутатов Палата Представителей Республики Беларусь во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне. Большая часть депутатов пока не ведет активную работу в социальных сетях. Но 3 депута (Гайдукевич О.С., Хлобукин И.К., Сайганова Т.И.) ведут работу с избирателем во ВКонтакте на достаточно высоком уровне.
Обзор электората Республики Беларусь во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в Республики Беларусь насчитывается 6 880 605 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей в социальной сети ВКонтакте 2 720 780, что составляет 39,54% и говорит о том, что уровень проникновения ВКонтакте в регионе намного ниже, чем в России.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни страны (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников - подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона.

В данном регионе мы увидели достаточно высокие уровни общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВКонтакте.

Что касается привлечения политическими партиями своего электората через сеть, то такой практики у них нет, так как и нет самих партийных групп ВКонтакте.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda