Астрахань
Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте
На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).
Общая информация
В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Городской Думы Астрахани в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Только у 13 депутатов из 33 имеют профиль в ВК. Ни у одного депутата нет группы поддержки. Только 8 профилей депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в ВК. Жёлтым цветом выделены заброшенные профили, далее в исследовании мы их не учитываем. То есть в Астрахани около трети депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.
База друзей + подписчиков
Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определенное количество друзей + подписчиков от 3 до 4 065. В целом это не много в масштабах всей области, но это количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим в эффективности агитационной кампании в социальных сетях в чем мы сможем убедиться позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что только один депутат обладает по-настоящему активной аудитории. У остальных депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит о неактивной аудитории. У депутата Щербакова Ю.Н. друзья и подписчики отсутствуют или скрыты.
Посты и охваты
Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Разброс по количеству постов у депутатов города Астрахани небольшой от 1 поста за год у Силкиной Т.А. до 74 у Аитова Х.А. Для целого года постов мало, что говорит об отсутствии стремления держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте. У депутатов Шарапудинова А.О., Даниловой О.А., Календра А.Д. отсутствуют посты за указанный период.

Охваты постов у большинства депутатов маленькие. Только у Аитова Х.А. мы замечаем количество охватов, которое за год в 2 раза больше, чем количество избирателей в его округе во время последних выборах (выборы депутатов Городской Думы Астрахани шестого созыва в 2015). Это значит, что часть его избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года.

Количество избирателей по единому избирательному округу города Астрахани указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Астрахани, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная Астраханской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).
Реакция на посты
Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи или боты, местные или иногородние.

И в этой таблице мы видим низкую заинтересованность местного населения в контенте политиков. У одного депутата мы наблюдаем подозрительную повышенную активность «неместных ботов».
Общие выводы
Общая активность депутатов Городской Думы Астрахани во ВКонтакте пока находится на крайне низком уровне, все депутаты, кроме Аитова Х.А., пока не ведут активную работу в соцсетях.
Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 год в городе Астрахани насчитывается 370 033 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети ВКонтакте 183 366, что составляет 49,55%, это говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трех (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественной жизни.

В данном городе мы увидели достаточно высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.
Активность политических партий и движений в регионе
Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.
Лидерами среди региональных политических сил в Астрахани стали КПРФ и ЛДПР. Причем КПРФ значительно опережает своих соперников в ВК.
Далее мы собираем все активности пользователей ВК из Астрахани, которые они оставили за последние полгода на общефедеральных аккаунтах политических партий и общественных движений. Здесь картина несколько меняется – на первом месте выходит Навальный, на втором месте теперь КПРФ, и на третьем ЕР. ЛДПР немного отстает от лидеров, а КР и СР по факту играют роль статистов в чужой игре.
Выводы
Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ имеет наиболее сильные позиции в регионе, и при определённой активной работе партия смогла бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • ЕР при высоких показателях на выборах в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определенные вопросы к главной партии России.
  • ЛДПР демонстрирует достаточно высокие показатели как в региональных, так и в общефедеральных сообществах, но отстает от КПРФ.
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который пока еще не использован.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.
Потенциал роста
А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
По данным цифрам видно, что большая часть аудитории местных пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим средний потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК – 75,5%.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественной жизнью родного региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.
В Астрахани мы видим крупную аудиторию «общественников», которая составляет около 21,04% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 1,5% и потенциал роста остаётся значительным – 98,5%.
В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.
Made on
Tilda