Контент анализ основных проблем Магаданской области в группах на Фейсбуке и ВКонтакте
В ходе проведенного исследования был изучен официальный сайт Правительства Магаданской области[1], а также придаточные ей страницы в социальных сетях Фейсбук[2] и Вконтакте[3]. За основу исследования были взяты материалы из официального сайта администрации. Страницы в соцсетях не представляли большого интереса, так как в своих новостных лентах дублировали посты с основного сайта Правительства. Страницы в соцсетях не были примечательны для работы автора также, потому что не уделялись вниманием населения: на Фейсбуке страница администрации нравится 364 людям, аналогичная ситуация в Вконтакте – 228 подписчика. Надо также отметить, что записи в новостных лентах страниц в соцсетях не сопровождаются обилием заинтересованности со стороны читателей; на Фейсбуке, как и в Вконтакте количество лайков варьируются от 0 до 1, комментарии и репосты отсутствуют.
Анализ официального сайта Правительства Магаданской области показал, что основными посылами работы являются социально-экономические вопросы региона. Глядя на диаграмму, можно увидеть, подавляющее количество упомянутых тезисов приходится на губернатора области, о его работе и деятельности. Затем идут социально-ориентированные вопросы под тезисом «общество», который вобрал в совокупность упоминаний о культуре, искусстве, истории жителей региона. Образование, спорт и здравоохранение также являются важными направлениями деятельности администрации. Финансово-экономические вопросы не были исключены из списка актуальных тем, как и вопросы правопорядка, сельского хозяйства и развития инфраструктуры области. Мало внимания было выделено энергетике, экологии и предпринимательской деятельности населения. Тезис об избирательной кампании за два месяца был упомянут лишь единожды.

Для выявления основного дискурса населения Магаданской области были изучены три наиболее крупные по количеству группы на Фейсбуке:
  1. Магадан и магаданцы[4], имеющая в составе 3768 участников;
  2. Магадан и Колыма[5], имеющая в составе 2829 участников;
  3. Вечерний Магадан[6], группа позиционирующая себя с газетой «Вечерний Магадан» и имеющая в составе 2082 участника.
Лента всех вышеперечисленных групп носит информативных характер, содержащий новостные посты средств массовой информации Магадан медиа[7], Колыма+[8] и Вечерний Магадан[9]. Но количественный контент анализ был проведен лишь в группе «Магадан и магаданцы», так как по количеству и по активности участников превалировала над остальными. По наблюдениям автора, в группе «Магадан и магаданцы» в день публикуется около 20 постов, но не все получают достаточного внимания, а некоторые посты вовсе игнорируются, уровень репостов с группы со стороны участников практически нулевая. Стоит отметить тот факт, что лайки на пост в среднем варьируются от 2 до 10, тогда как новость о прибытии известного актера Джеки Чана набрала 184 лайка (самый высокий показатель за 2 месяца), что говорит о низкой заинтересованности участников группы в социально-политических и экономических вопросах региона.

В ходе исследования были изучены следующе наиболее крупные по количеству группы в социальной сети Вконтакте:
  1. WWE Looks #ДаПацаны[10] (16683 подписчика);
  2. Признавашки Магадан[11] (12427 подписчика)
  3. Группа людей любящих посидеть у костра, или на б[12] (11478 подписчика);
  4. MGDN Магадан[13] (9765 подписчика);
  5. Подслушано Магадан[14] (7455 подписчика);
  6. Магадан + Колыма[15] (7194 подписчика).

Группы «WWE Looks #ДаПацаны» и «Группа людей любящих посидеть у костра, или на б», не смотря на столь высокое количество подписчиков, можно условно назвать их мертвыми, так как последняя запись в ленте у первой группы была оставлена 10 января 2016 года, а предыдущая за ней запись в мае 2015 года, а у второй группы в течении года было всего 31 запись, в совокупности, собрала 15 лайков. То есть в обеих группах активность участия подписчиков практически сведено к нулевой отметке.

Участники группы «Признавашки Магадан» и «Подслушано Магадан», напротив очень активны. В каждой из них в день публикуется более 15 записей, которые не обходятся без внимания подписчика и комментируется им. Основной тематикой в данных группах является обсуждение бытовых проблем. Вопросы околополитического характера встречаются крайне редко.

В обсуждениях группы «Магадан + Колыма» ведется подача рекламы товаров и услуг, а также объявления о трудоустройстве. Но вся лента группы состоит из новостных записей, "репостнутые" из группы «Магаданмедиа», что говорит о придаточности первой ко второй.

За основу исследования в Вконтакте были взяты данные из группы «MGDN Магадан», так как данная группа, по мнению автора, является наиболее приемлемым образцом для получения информации. В отличии от других, частота записей в группе умеренно низкое: примерно одна запись в день. Также она отличается контингентом участников: 8993 из 9765 подписчиков старше 18 лет, что говорит о более взрослой аудитории нежели в остальных группах, где количество несовершеннолетних превалировало над совершеннолетними.

Группа «MGDN Магадан» позиционирует себя онлайн журналом, и не имеет четко сформулированного направления тематики. Надо подчеркнуть, что политические вопросы не являются ключевыми в дискурсе обсуждений участников группы. Посты на такую тематику набирают в среднем 15-30 лайков против 253 к записи о прибытии того же Джеки Чана, например. Участники группы больше всего затрагивают темы социальных, экологических и экономических проблем.

Контент анализ групп на Фейсбуке и в Вконтакте показал о низком уровне политизированности участников. Больше всего их волнуют вопросы социального характера, в частности средняя заработная плата населения. На фоне этого пользователями обсуждалась эмиграция региона, а также Закон о дальневосточном гектаре, рассчитанный на программу развития Дальневосточного федерального округа. Уделяется большое внимание на проблемы благоустройства, инфраструктуры, экологии, безопасности города и области в целом. Возмущены проблемами малого и среднего бизнеса в регионе, низким качеством выпускаемых продуктов питания, а также ростом цен на товары, услуги и ГСМ.

Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить активность населения Магаданской области в социальных сетях, которые они используют как площадку для обсуждения проблем, непосредственно касающиеся жизнедеятельности граждан области. В целом, со стороны населения резко негативного отношения к властям, а также областной Думе не было выявлено, но определенные претензии к ним прослеживались в ходе обсуждений некоторых проблем. Например, конфликт администрации области с директором авиакомпании МАВИАЛ, которая в последствии обанкротилась. Банкротство, как считают пользователи, спланировали и устроили сами чиновники. К случаям такого рода необходимо обращать внимание, так как они могут подрывать доверие к властям, вне зависимости от подлинности произошедших событий.

Исследование показало, что такие вопросы как здравоохранение, образование, культура, борьба с преступностью и другие проблемы социально-ориентированного характера имеют важное место в работе администрации области. Важное место имеет также тезис о Законе о Дальневосточном гектаре, который часто упоминался в новостной ленте сайта Правительства, и также часто обсуждался пользователями соцсетей. Тем не менее, надо отметить, послания администрации не всегда сопоставимы с запросами населения. Самыми обсуждаемыми темами за два месяца были: благоустройство области, средняя заработная плата и эмиграция, тогда как Правительство области за тот же период публиковала больше новостей о деятельности губернатора, о его встречах, визитах и выступлениях. В ленте официального сайта ни разу не наблюдалась новость о росте средней заработной платы или о том, какие механизмы вырабатываются для предотвращения эмиграции молодого населения региона.

Made on
Tilda