И.И. Кобзев
Обзор активности губернатора и регионального электората Иркутской области во ВКонтакте
Сегодня Интернет проникает во все сферы нашей жизни. Миллионы людей по всему миру ежедневно пользуются браузером, социальными сетями, различными приложениями. Такая тенденция не могла остаться не замеченной специалистами в области политического SMM, ведь Интернет, а особенно социальные сети, являются прекрасной площадкой для продвижения политиков. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется исследование агентства Elect-Assist, позволяющее узнать, насколько эффективно политики используют свои возможности в социальных сетях.

В данной статье проводится исследование активности временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Кобзева Игоря Ивановича за период с апреля 2019 г. по апрель 2020 г., так как сентябре 2020 г. в этом регионе должны пройти выборы. У губернатора есть свой профиль в социальной сети ВКонтакте, куда он регулярно заходит, время от времени публикует материалы, касающиеся общественно-политической жизни региона. Работа с электоратом осуществляется также через группу поддержки Кобзев на связи и через личную страничку в Facebook.

База друзей + подписчиков
В этом разделе был рассмотрен такой параметр, как база друзей и подписчиков И. И. Кобзева.

Всего у губернатора 37 друзей и подписчиков. В масштабах области это маленький показатель, который не сможет обеспечить на выборах положительный результат.

Плюсом является то, что база друзей и подписчиков у политика очень «чистая», без ботов и забаненных пользователей, только «живые» и активные люди. Это означает, что он он не прибегает к использованию различных «накруток» друзей и подписчиков. Такой подход к ведению аккаунта правильный.

Посты и охваты
В таблице ниже приведена статистика по постам И. И. Кобзева за последний год (апрель 2019-апрель 2020).

Согласно этим данным, губернатор довольно часто публикует посты на своей странице: примерно каждые два-три дня. Однако средний охват одного поста довольно низкий, особенно по отношению к количеству избирателей Иркутской области, поэтому у работы политика в социальной сети есть свои недостатки.
Реакция на посты
В этом пункте рассматриваются реакции пользователей на публикации И. И. Кобзева: лайки, комментарии, репосты.

Анализ показал, что количество реакций на один пост довольно низкое, что может говорить о невысокой вовлечённости аудитории. Но хорошим показателем является то, что более 80% пользователей, оставивших реакции, местные, что является хорошим показателем работы с региональным электоратом.
Общие выводы
Общая активность И. И. Кобзева во ВКонтакте на данный момент находится на среднем уровне. С одной стороны, хотелось бы отметить хорошую работу именно с местной аудиторией и частую публикацию контента. С другой, пока что хромает привлечение новых избирателей — охват аудитории остаётся очень низким. В любом случае нам остаётся только пожелать ему удачи в предвыборной гонке!

Обзор регионального электората во Вконтакте
По состоянию на 2020 г. в Иркутской области насчитывается 1 861 205 избирателей. Из них активных во ВКонтакте – 659 110, что составляет 35,41% от общего количества электората. Это средний уровень проникновения социальной сети в сравнении с другими регионами.

Отобрав основные местные сообщества, публикующие новости из общественной жизни Иркутской области, мы подсчитали количество их участников. В таблицу ниже включены все пользователи, которые состоят хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), в двух (от 2-х) и в трех (от 3-х). Такая разная степень вовлеченности в общественную жизнь региона позволяет нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), заинтересованной в новостях, касающихся общественной жизни.

Согласно результатам исследования, среди жителей Пензенской области немного тех, кто интересуется новостями своего региона. Следят за публикациями двух выбранных сообществ около 7% пользователей ВКонтакте, трех и более – около 4%.

Активность политических партий и движений в регионе
Далее приводится статистика активности политических сил в Иркутской области. Объектами анализа стали сообщества пяти различных российских партий и одного политического движения: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия и движение Навального.
Лидером среди политических сил Иркутской области стала КПРФ. Хотя больше активностей электората мы можем наблюдать у движения Навального, однако оно сильно проигрывает по количеству подписчиков.

Стоит заметить, что, к сожалению, региональных сообществ Коммунистов России нет. Если эта партия хочет повышать свою популярность в Иркутской области, ей стоит создать свои группы.

Кроме региональных сообществ политических сил, мы также используем в своем исследовании общефедеральные сообщества, собирая о них такую же информацию.

Здесь уже несколько иная статистика. Среди общефедеральных сообществ партий наиболее интересным жителям Иркутской области представляются группы движения Алексея Навального, которое является бесспорным лидером по количеству и подписчиков, и активностей.

Наиболее слабую позицию снова имеет партия Коммунисты России.

Кроме этих сообществ, в контексте активности региональных политических сил были также проанализированы профили ВКонтакте местных политиков. Всего было выявлено 45 страниц. В ходе исследования было выявлено, что местные политики пока охватывают лишь малую часть всех избирателей.
Выводы
Таким образом, исходя из информации всего раздела, можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ на данный момент является наиболее влиятельной политической силой в Иркутской области. Люди интересуются новостями этой партии. Им также интересно движение Навального, новостями которого люди интересуются в рамках общефедеральных групп. При более активной работе КПРФ и движение Навального смогли бы привлечь достаточно большую аудиторию электората к своей деятельности.
  • ЛДПР, Единая Россия и Справедливая Россия менее популярны среди местных жителей. Им стоит проявлять большую активность для укрепления своих позиций в этом регионе.
  • Коммунисты России пока не сильно интересны пользователям ВКонтакте из Иркутской области, во многом потому, что не имеют здесь региональных сообществ — им стоит больше работать над самопродвижением в социальной сети.
  • Местные политики, включая самого губернатора, пока привлекают к своей деятельности малый процент людей. Им также необходимо уделить этому больше внимания.
Потенциал роста
В заключение необходимо отметить потенциал роста политиков и политических партий в регионе, чтобы понять, на какие уровни они могут выйти в ближайшее время. Здесь учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Иркутской области. Это люди, которые следят за активностью действующих политиков и партий во ВКонтакте, подписаны на их страницы и оставляют различные реакции к их публикациям.
По данным таблицы выше видно, что избирателей, активно интересующихся политической жизнью региона, пока не так много. На данный момент политики охватили около 45% политически активной целевой аудитории, но у них есть достаточно большой потенциал для вовлечения новых пользователей.

Также для политиков и политических партий важна аудитория «общественников». В таблице ниже приведены данные о пользователях, активно интересующихся общественной жизнью Иркутской области. Это те люди, которые следят за новостями сообществ, публикующих посты об общественных событиях региона.

Процент людей, интересующихся общественной жизнью, чуть выше, чем процент тех, кого интересует именно политика, но оба этих показателя невелики. Политики на данный момент охватили около 35% этой аудитории, поэтому им есть куда стремиться.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.

Made on
Tilda