Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Ульяновск. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

13 сентября 2020 года должны состояться муниципальные выборы в городскую думу Ульяновска. В связи с этим, агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов Ульяновской городской думы в самой популярной на территории Российской Федерации социальной сети «ВКонтакте». Проведенное исследование отражает степень готовности муниципальных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально еще не начался и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.

Общая информация

В таблице ниже представлены все действующие депутаты Ульяновской городской думы, их аккаунты и группы в «ВКонтакте». В ходе исследования было выявлено, что ни один из депутатов Ульяновска не ведет персональное сообщество для самопродвижения, а личный аккаунт в социальной сети имеют лишь 26 из 40 человек. При этом 3 аккаунта оказались неактивными, то есть они не обновлялись в течение последних 6 месяцев, один из депутатов даже не заходит на страницу. Таким образом, использовать социальные сети в рамках своей предвыборной кампании готова большая часть депутатов гордумы Ульяновска, а именно 62,5% от общего числа. Стоит также учитывать, что не все имеющие аккаунты депутаты намерены использовать социальные сети для продвижения своего имиджа среди избирателей. Некоторые аккаунты депутатов имеют явно личный характер и не используются в политических целях. Несоответствующий для продвижения аккаунт был отмечен у Князева А., Фадеева В. Среди страниц остальных депутатов отмечается взаимодействие с населением в ВК.

База друзей + подписчиков

Далее представлена таблица, содержащая информацию о друзьях и подписчиках имеющих аккаунты депутатов. В таблицу не были включены неактивные страницы и одна закрытая. Остальные имеют на своих страницах от 18 до 5144 друзей + подписчиков. В целом это не так много в масштабах города, однако количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим фактором в агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться позже. 

После обработки базы друзей + подписчиков видно, что процент ботов и забаненных в ней небольшой. Это значит, что депутаты не прибегают к повсеместному использованию ботов в своей предвыборной кампании и искусственно не увеличивают свою базу подписчиков. Однако статистику портит количество неактивных пользователей, то есть тех, кто не появлялся в сети более месяца. Процент «живых» и при этом активных пользователей колеблется от 69,46% до 96,28%. Только у двоих депутатов этот показатель не превышает 70%, поэтому в данных случаях говорить о «чистых» страницах не приходится. Хочется отметить, что у 15 из 23 рассматриваемых депутата данный показатель превышает 90%, что говорит об их честном и ответственном подходе к собственному имиджу в социальных сетях.

Посты и охваты

Статистика по постам снята за последний год (февраль 2019 – февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу города Ульяновска указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Ульяновска, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Ульяновской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). Депутат Рогов А.Ю. был избрался в результате Дополнительных выборов в 2017 году, поэтому количество жителей указано за соответствующий год.

У депутатов наблюдается большой разброс по количеству публикуемых постов – от 5 (Плохих Д. И.) до 307 (Ножечкин И.В..) за год. 

У многих депутатов выдающиеся показатели % охвата к избирателям, особенно стоит отметить Ножечкина И.В., Кочкарёва Д.Г., Черничко В.А. К сожалению, охваты постов депутатов по отношению к друзьям и подписчикам совсем небольшие. Соответственно, крайне мало избирателей получают информацию от депутатов в социальных сетях. Можно отметить лишь Безрукова В. Д. и Павлычеву И. Ю., процент охвата 1 поста к друзьям + подписчикам которых превышает 100%. Результат в 366,67% охвата 1 поста к друзьям и подписчикам у Плохих Д. И. учитывать нецелесообразно ввиду того, что страница используется депутатов в личных целях, а также количество его друзей и подписчиков одно из самых маленьких.

Приведенная статистика показывает небольшую заинтересованность депутатов в проведении предвыборной кампании онлайн. Даже те депутаты, которые выразили намерение работать на свою репутацию в социальных сетях, увы, не достигли пока успехов во взаимодействии с избирателями таким образом.

Реакция на посты

Реакции на публикуемые посты – важнейший показатель для оценки эффективности PR-кампании в социальной сети. Ниже представлена статистика, отражающая количество пользователей, отреагировавших на публикуемую депутатом в сети информацию, а также процент из них «живых» и непосредственно проживающих в Ульяновске, и соответственно, являющихся целевой аудиторией депутата. 

В целом, показатели хорошие, однако картину портит значительная доля уже «неживых» аккаунтов и ботов. Особенно важен здесь показатель «живых» и местных пользователей. Большая часть результатов колеблется от 50 до 75%, что является удовлетворительным. Хочется отметить Рогова А. Ю. и Шеянова В. К., у которых данный показатель превышает отметку в 80%.  

Общие выводы

Активность депутатов Ульяновской городской думы в социальной сети «ВКонтакте» остается на низком уровне. На данный момент имеется часть депутатов, которая не готова к ведению своей предвыборной кампании онлайн. Некоторые из имеющих аккаунты депутатов используют их не в политических целях, а те, кто в целом показывает свое желание взаимодействовать с избирателем в сети, не добились пока на этом пути существенных успехов, что отражается в низких показателях вовлеченности ЦА.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в Ульяновске насчитывается 503 226 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 249 187, что составляет 49,52%, что говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в городе. 

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованных в общественных процессах региона. 

В Ульяновске мы увидели низкий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.

Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Парламентские партии ЕР и КПРФ имеют почти равносильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди ульяновских пользователей, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  • У ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  • СР и КР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте. 
  • Движение Навального имеет небольшой вес среди ульяновских пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у ульяновских пользователей – у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.

По данным цифрам видно, что чуть меньше половины аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим достаточно высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Ульяновске мы видим небольшую аудиторию «общественников», которая составляет около 6% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено 36% и потенциал роста остается достаточно высоким – 63%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.