Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Смоленск. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуется Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в Интернете и самых популярных социальных сетях, которой в России является социальная сеть «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Смоленского городского Совета в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата. 

Только у 5 депутатов из 30 есть профиль в ВК. У 3-х депутатов (Новикова С.А., Дижиченко Р.Л., Одинцова Л. В.) новый профиль, который мы не учитывали при анализе, потому что данные страницы были зарегистри-рованы в апреле 2020 года.У 4-х депутатов открытые профили в ВК. В профиле ВК одного депутата не наблюдается онлайн-активность (частота посещения соцсети ВК депутатом и его публикационная активность), поэтому мы его рассматривать не будем. У одного депутата есть группа поддержки в ВК, но эта группа заброшена.

База друзей + подписчиков

У тех, депутатов, что имеют свои активные профили или группы в ВК есть определенное количество друзей и подписчиков от 306 до 10 122. В целом мало в масштабах Смоленска, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже. 

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков только у одного депутата выше 70%. У 4-х депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.

Посты и охваты

Мы сняли статистику по постам за последний год. Из 5 депутатов с активными профилями в ВК только у 3 наблюдается активность по размещению постов для фиксации их охвата. 

Единственный депутат (Шабельник В.В.) за год собрал охват больше, чем количество его избирателей (количество избирателей учитывается за 2020 год). Это значит, что посты данного депутата доходят до большинства местного электората.

Реакция на посты

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние. 

Депутат А.В. Максимов в целом собрал небольшое количество реакций и к тому же низкий процент «живых» (не ботов) и местных пользователей, оставивших реакции (ниже 50%).

Общие выводы

К сожалению, депутаты Смоленского городского Совета практически не ведут работу с избирателями в ВК. Только один депутат (Шабельник В.В.) ведет работу с избирателем во ВКонтакте на высоком уровне, но у него замечена подозрительная активность «неместных» пользователей.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 1 января 2020 года в Смоленске насчитывается 260 197 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 144 090, что составляет 55,38%, что говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в городе. 

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона. 

В данном регионе мы увидели средний уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального. 

Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ и ЛДПР имеют средние позиции в регионе, но при определённой активной работе смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  • Единая Россия демонстрирует как высоких показателях на выборах, так и в ВК. 
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока мало использовали. 
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией социальной сети ВКонтакте.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.

По данным цифрам видно, что более 50% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона, которые подписаны на общественные группы и активно реагируют на контент в этих сообществах.

В Смоленске мы видим небольшую аудиторию «общественников», которая составляет около 25% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 12% и потенциал роста остается большим – 88%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.