Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Истоки современной пропаганды мы можем с вами наблюдать и в XV веке. Так, когда английский король Ричард III из династии Йорков был убит в XV веке в битве при Босворте, трон заняли короли из новой достаточно короткой династии Тюдоров. Насильственное смещение законного короля требовали от Тюдоров дополнительных усилий для легитимации их нахождения на престоле. С помощью Томаса Мора и Джона Мортона была написана книга «История Ричарда III», на основе которой была создана знаменитая пьеса Шекспира «Ричард III». Именно благодаря этим двум пропагандистским работам в Англии в общественном сознании было полностью изменено представление о последнем из Плантагенетов на английском престоле, о Ричарде III. Это, наверное, первое успешное широкое пропагандистское мероприятие, с привлечением известных философов и драматургов, почти полностью поменявших общественное мнение на 500 лет вперед.

В последующие века мастерство агитации и пропаганды успешно развивалось. В нашей стране мы хорошо помним, как европейцами создавались мифы о «потемкинских деревнях» в России в конце XVIII века, а также как негативно освещалась европейскими газетами Крымская война середины XIX века. Цели подобных искусственных мифов были вполне определенными – сформировать негативное общественное мнение о России.

Также в европейских странах, прежде всего в Англии и Франции, оттачивалась пропаганда против «внутренних» врагов. В зависимости от политической конъюнктуры это мог быть как Наполеон, так и капитан Дрейфус.

В XX веке с приходом новых способов транслирования информации как радио, кинематограф, телевидение и интернет, пропаганда вышла на совершенно новый уровень. Кроме того, новые формы государственного управления, которые мы видели в нацистской Германии и в СССР, также требовали новых способов пропаганды.

Таким образом, можно сказать, что к концу XX века пропаганда в некотором смысле становится тем же, чем было огнестрельное оружие в ранее новое время. Это то, что должно быть у вас на вооружении.

Если вы по какой-то, допустим гуманистической, причине, попытались бы отказаться от огнестрельного оружия, то вас ожидали бы самые нехорошие последствия. В мире мы знаем лишь один относительно успешный пример, когда целая страна – Япония, отказалась от огнестрельного оружия на более чем 200 лет, чтобы не разрушать основы своего общества. Правда, ей потом пришлось ускоренно наверстывать упущенное.

А как дело обстояло в Европе? В Европе такое было невозможно, если кто-то из мелких европейских правителей на заре появления огнестрельного оружия отказывался от его применения, то он тут же с удовольствием поглощался предприимчивым соседом, без лишних гуманистических угрызений совести.

Это был уникальный, но негативный пример, который хорошо нам продемонстрировал, что будет, если вы не будете жестко отстаивать ваши интересы, в том числе и на информационном поле.

Сегодня, с глубоким проникновением интернета в самые широкие массы актуальность политической агитации и пропаганды, прежде всего в интернете приобретает новое доселе не виданное звучание. И, на мой взгляд, становится все более очевидным, что если вы самоустраняетесь от активных действий в информационном поле интернета, то последствия от такого самоустранения вполне предсказуемы.