Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Республика Коми. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуется Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Государственного Совета Республики Коми в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям: наличие собственного профиля и группы поддержки депутата.

Из 29 депутатов только 20 имеют профиль в ВК. У 11 депутатов есть группы поддержки. У одного депутата (С.В. Артеев) 2 профиля – один закрытый профиль, второй открытый. Только 18 профилей депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в социальной сети. То есть в Коми только 2/3 депутатов используют свой профиль ВКонтакте для самопродвижения.

База друзей и подписчиков

У тех депутатов, что имеют свои профили или группы в ВК, есть определенное количество друзей + подписчиков от 114 до 5 564. В целом не много в масштабах республики, но количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже.

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 70% до 98,97%, что является хорошим показателем. Однако у 5 депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.

Посты и охваты постов

Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Разброс по количеству постов у депутатов Республики Коми большой от 1 поста за год у В.М. Смалия до 957 у В.В. Жиделева. Пять депутата (С.В. Артеев, Н.Б. Дорофеева, В.В. Жиделева, Т.А. Саладина, Г.Ю. Нагаева) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют 1-3 поста ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте.

Однако охваты постов у большинства депутатов небольшие. Только у 2-х депутатов (С.В. Артеев, Н.Б. Дорофеева) мы замечаем выдающиеся охваты – они за год собрали охваты в 18-24 раза больше, чем количество избирателей в их округах во время последних выборах (выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми шестого созыва в 2015). Это значит, что часть их избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года. Эти депутаты пробивают «информационную слепоту» избирателя в соцсетях и доносят свои посты до большей части электората.

Высокие проценты охвата постов к избирателям наблюдаются ещё у депутата И.В. Шиманского, который за год собрали охват в 4 раза больше, чем количество избирателей в его округе во время последних выборов (выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми шестого созыва в 2015). У депутата С.В. Чуракова постов за последний год не выходило.

Количество избирателей по единому избирательному округу Республики Коми указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей республики Коми, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Коми предоставляет актуальные данные по численности избирателей по муниципальным округам, а не по избирательным). Депутат Е.В. Дьячкова победила на Дополнительных выборах в 2018 году, поэтому количество избирателей будет учитываться именно за этот год.

Те депутаты, которые имеют небольшие охваты своих постов, «не доходят» до своего избирателя в соцсетях. Особенно обидно за тех депутатов, кто публикует по 1-2 поста каждый день, но при этом имеют небольшие охваты, то есть это напоминает работу «в стол», когда её мало кто видит. Смысл такого активного постинга с низкими охватами теряется.

Следует особенно отметить 2-х депутатов – С.В. Артеева и Н.Б. Дорофееву. У них мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM, и это не может не радовать.

Реакции на посты

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или пользователи из других регионов.

И в этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуется всякими «накрутками» и ведёт честную работу с избирателем в ВК. Хотя у пяти депутатов мы наблюдаем подозрительную повышенную активность «неместных ботов».

В данной дисциплине в четвёрку сильнейших выходят С.В. Артеев, Т.А. Саладина, И.В. Шиманский и Н.Б. Дорофеева – у них высокая активность избирателя на посты, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть эти 4 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в соцсетях. У депутата В.М. Смалия пользователи не оставили ни одного лайка или комментария.

Общие выводы

Общая активность депутатов Государственного Совета Республики Коми во ВКонтакте находится на достаточно высоком уровне, большая часть депутатов ведёт активную работу в соцсетях. Некоторые депутаты пытаются использовать, скажем так, «неэффективные способы» работы с избирателем, потому что эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в соцсетях, а стало быть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр.

Но один депутат (С.В. Артеев) ведёт работу с избирателями в ВК на самом высоком уровне, что не может не радовать.

Обзор регионального электората в ВК

По состоянию на 2020 год в Республике Коми насчитывалось 661 474 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей соцсети ВКонтакте 325 444, что составляет 49,2%, это говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в регионе.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлечённости в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественной жизни.

Активность региональных политических сил

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.

Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ имеет наиболее сильные позиции в регионе, и при определённой активной работе партия смогла бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах.
  • ЕР при высоких показателях на выборах в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определенные вопросы к главной партии России.
  • ЛДПР демонстрирует невысокие показатели как в региональных, так и в общефедеральных сообществах.
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который пока еще не использован.
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Коми мы видим небольшую аудиторию «общественников», которая составляет около 18% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 13% и потенциал роста остаётся значительным – 87%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоёвывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удаётся консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где это происходит уже в ближайшее время мы увидим серьёзные изменения в элитных раскладах. Те, кто не опирается на поддержку избирателя в соцсетях или, кто поздно включится в эту гонку за избирателя в соцсетях, будут безвозвратно терять свои позиции.

Соцсети становятся новым «административным ресурсом», так как политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.