Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Белгородская область. Обзор активности депутатов регионального электората во ВКонтакте

Интернет и социальные сети уже больше 15 лет используются для проведения избирательных компаний и рекламы кандидатов. В современном мире, и, конечно, в России большая часть людей активно использует социальные сети и для политических технологов это важный канал коммуникации между политиком и избирателем. «ВКонтакте» является одной из самых популярных платформ в стране. Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В таблице представлены данные о присутствии депутатов Белгородской областной думы в социальной сети «ВКонтакте» по критериям наличия собственного профиля и группы поддержки депутата.

Из 50 депутатов, всего 12 имеют активные профили ВК, и у 4 имеется группа поддержки. У одного депутата страница заброшена. Но активность (частота посещения соцсети ВК депутатом и постинга) присутствует только у 8 из 12 региональных политиков. Только шестая часть всех депутатов осуществляет самопродвижение и работу с населением через «Вконтакте».

Жёлтым цветом в таблице отмечены профили депутатов, в которых не наблюдается онлайн-активность, данные профили не рассматриваются далее в исследовании.

База друзей + подписчиков

Население Белгородской области превышает 1,5 млн человек, что значительно больше суммарного количества друзей и подписчиков региональных депутатов. Максимальное число подписавшихся пользователей составляет 5410. В Таблицу внесены все депутаты, которые имеют страницу в социальной сети. После фильтрации базы, можно сказать, что она чистая, количество ботов и забаненных аккаунтов не превышает 83% от общего числа, это очень хороший показатель. Ситуация с процентом «живых» пользователей тоже хорошая, но у депутата с самым большим показателем друзей и подписчиков самый высокий процент «неживых» - 65% (А. А. Байбикова). Это достаточно низкий показатель.

Посты и охваты

Был проведён анализ постов за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Белгородской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Кол. избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Белгородской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Белгородской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).

Опубликованных постов довольно мало, максимальное число – 106 (А. А. Байбикова), что говорит о низкой активности в социальной сети и слабой связи с избирателями. Ещё трое депутатов делают относительно среднее количество публикаций, однако у них высокий охват избирателей. Остальные четверо не представляют особого интереса в анализе интернет-активности.

У депутатов Г.Я. Шипулина и С.Г. Панова за последний год постов не выходило. Показатель охвата достаточно постов высок у И. В. Барщука, М. Е. Егорова и А. Ф. Щеглова, он чуть меньше, чем число их избирателей. Это значит, что большая часть их избирателей видела посты депутатов хотя бы однажды. Другими словами, они могут донести до избирателя свой основной посыл и наладить базовый контакт с электоратом. У А. А. Байбиковой при большем количестве постов, очень малый охват среди избирателей. Подобная активность не позволяет ей «дойти» до своих избирателей через социальные сети.

Белгородская областная дума и ее представители показывают слабую интернет-активность, что свидетельствует о низких SMM стандартах в регионе. Для такого крупного субъекта такой подход не приемлем. Следует провести планомерную работу в сети.

Реакция на посты

Важным показателем эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Были собраны все реакции на посты за последний год. Мы проанализировали, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или жители других регионов. Среди депутатов ситуация по постам достаточно разнообразная: у Щеглова, Егорова и Барщука хорошие показатели по местным жителям.

Напротив, у Байбиковой и Осетрова показатели значительно хуже. Это значит, что реакции на странице депутатов не имеют смысла, ведь работа не затрагивает непосредственной электорат. При фильтрации, показатели пользователей падают достаточно значительно, что не очень хорошо и, возможно, были использованы боты. Конкретно на примере Бибиковой можно сделать вывод об использовании накрутки.

Общие выводы

Общая активность депутатов Белгородской областной думы во ВКонтакте пока находится на недостаточном уровне. Лишь шестая часть депутатов и ведет свои странички в социальных сетях. Ситуация отсутствия работы в социальных сетях не позволяет наладить эффективный контакт с избирателями, что негативно сказывается на избирательной кампании и публичной деятельности в целом. Можно выделить несколько активных депутатов. Однако у некоторых «уверенных» пользователей «Вконтакте», например, у А. А. Байбиковой присутствует ряд ошибок технического характера. Остальные же активные депутаты редко делают публикации или не осуществляют постинг вообще. Существенно важно поднять уровень SMM-практики в думе перед предполагаемыми сентябрьскими выборами.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в Белгородской области насчитывалось 1227448 избирателя. Из них «живых», активных и местных пользователей в социальной сети ВКонтакте 383513, что составляет 31,24%. Данный показатель отражает уровень проникновения «ВКонтакте» в регионе ниже среднего.

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников — подписчиков этих сообществ. Также мы проанализровали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит от 2-х и от 3-х сообществ. Эти разные уровни вовлечённости в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованных в общественных процессах региона.

В данном регионе мы увидели достаточно высокие уровни общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВКонтакте.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующие, что нам интересно - это активности за последние полгода местных общественно-политических движений и партий. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия (СР), и движение Навального.

Из местных региональных партий лидируют ЕР, движение Навального и КПРФ. Причем ЕР значительно опережает своих соперников ВКонтакте.

Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальных сетях на уровне региона и при определённой активной работе сможет консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. Единая Россия, при высоких показателях на выборах также имеет хорошие показатели активности ВКонтакте.
  • У ЛДПР и КПРФ есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали.
  • Справедливая Россия и Коммунисты России - пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией в социальной сети ВКонтакте.

Потенциал роста

Рассмотрим общий потенциал роста региональных политиков и политических сил в регионе, а также постараемся понять, на какие уровни возможно выйти в ближайшее время депутутам и партиям в Белгородской области в ВК. В этом аспекте мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты депутатов, политических партий и движений, часто реагируя на записи в этих профилях.

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона, которые подписаны на общественные группы и активно реагируют на контент в этих сообществах.

В Белгородской области мы видим маленькую аудиторию «общественников», которая составляет 9,33% от всего количества избирателей. Это тот процент электората, за который политическим силам целесообразно бороться в социальных сетях на данный момент. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено менее 40%. Потенциал роста сохраняет высокое значение- 64,77%.

Таким образом, важно обратить внимание на значительный неиспользованный охват аудитории, чтобы использовать отличный потенциал её расширения и воспользоваться этой возможностью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.