Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Новосибирская область. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

13 сентября 2020 года должны состояться региональные выборы в Законодательное собрание Новосибирской области. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов Законодательного собрания в самой популярной на территории России социальной сети «ВКонтакте». Проведённое исследование отражает степень готовности депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах, не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.

Общая информация

Из 75 депутатов только 41 имеют профиль в ВК. У 6 есть группы поддержки в ВК. У одного депутата Жирнов А. Г. есть 2 группы поддержки. У депутатов Родиной З.Н. и Шашуковой Л.А. закрытые аккаунты, поэтому далее в исследовании мы не будем учитывать данную странцу. Только 36 профилей депутатов открыты и ориентированы на работу с избирателем в ВК. У 4 депутатов есть две страницы (у некоторых вторая заброшенная). У депутатов Мирошникова О.В., Подгорнова Е.А., Умербаева И. Р., Клестова С.А., Кубанова А.А., Поволоцкого Д.А., Червова В.Д. акканты заброшены (пользователи не заходили в сеть полгода или больше), поэтому данные страницы мы не будем учитывать далее в исследовании. Таким образом, в Законодательном Собрании только половина депутатов готова использовать социальную сеть Вконтакте в рамках своей предвыборной кампании.

База друзей + подписчиков

У тех, депутатов, что имеют свои профили или группы в ВК есть определённое количество друзей и подписчиков от 30 до 5777 (на странице одного из депутатов нет друзей и подписчиков). В целом не много в масштабах области, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже. 

Отфильтровав базы друзей+подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 75% до 100% (кроме двух депутатов, у которых меньше 70%), что является хорошим показателем готовности.

Посты и охваты

Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Новосибирской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Кол. избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Новосибирской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Новосибирской области предоставляет актуальные данные по численности избирателей по муниципальным округам, а не по избирательным). 

Разброс по количеству постов у депутатов большой от 1 поста за год у Яковлев Р.Б., до 372 у Ильенко В.П. Пять депутатов (Ильенко В.П., Конько С.Г., Панфёров А.Б., Александров А.А., Кушнир В.В.) проявляют высокий уровень активности в публикации своих постов. Они публикуют от 1 до двух постов ежедневно, что благоприятно сказывается на их имидже в социальных сетях. Это говорит о том, что они хотят держать постоянную связь со своим избирателем через посты в своей ленте. У депутатов Подоймы О.Н. и Мочалина Н.А. постов за последний год не выходило. 

Однако охваты этих постов у большинства депутатов небольшие. У депутата Ильенко В.П. мы замечаем высокие охваты – они за год собрали охваты в 7 раз больше чем количество их избирателей. Это значит, что часть их избирателей видела посты этих депутатов несколько раз в течение последнего года. Такими охватами депутаты пробивают «информационную слепоту» избирателя в социальных сетях и доносят свои посты до части своего электората. Те депутаты, которые имеют небольшие охваты своих постов «не доходят» до своего избирателя в социальных сетях. Особенно обидно за тех депутатов, кто публикует по 1-2 поста каждый день, но при этом имеют небольшие охваты — это напоминает работу «в стол», когда ваши работы мало кто видит. Смысл такого активного постинга, с низкими охватами – теряется. 

Следует положительно отметить 3 профиля депутатов в этой дисциплине – Ильенко В.П., Александрова А.А. и Конько С.Г. Теперь мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM и в регионах, и это не может не радовать.

Реакция на посты

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или нет. 

И здесь в этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуется всякими «накрутками» и ведут честную работу с избирателем в ВК. Хотя у трёх депутатов мы наблюдаем подозрительную повышенную активность «неместных ботов». 

В данной дисциплине в тройку сильнейших выходят Ильенко В.П., Александров А.А. и Конько С.Г., у них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом эта активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а стало быть эти 3 профиля депутатов добиваются основных целей агитационной кампании в социальных сетях.

Общие выводы

Общая активность депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне, большая часть депутатов пока не ведёт активной работы в социальных сетях. Часть депутатов пытаются использовать скажем «неэффективные способы» работы с избирателем, потому что эти способы не позволяют депутатам дойти до живого избирателя в социальных сетях, а стало быть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр. 

Но небольшая часть депутатов, а именно 3 депутата – Ильенко В.П., Александров А.А. и Конько С.Г., — ведёт работу с избирателем во ВКонтакте на самом высоком уровне, используя самые передовые стандарты политического SMM, что не может не радовать..

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в Новосибирской области насчитывалось 2 150 372 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей социальной сети ВКонтакте 966 432, что составляет 44,94%, что говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в регионе. 

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлечённости в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона. 

В данном регионе мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода местных политических партий и движений. Традиционно мы берём 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия (СР), и движение Навального. 

Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • КПРФ и ЛДПР имеют наиболее сильные позиции в регионе, и при определённой активной работе смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  • Единая Россия, при высоких показателях на выборах, в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России.  
  • У движения Навального есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока мало использовали. 
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией социальной сети ВКонтакте.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на политические аккаунты политиков и политических партий и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

По данным цифрам видно, что только половина аудитории местных жителей, пользователей ВК, пока что охвачена региональными политическими силами, и мы видим серьёзный потенциал для роста влияния местных политических сил в ВК. 

 Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона. Это та аудитория, которая подписана на общественные аккаунты и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Новосибирской области мы видим достаточно большую аудиторию «общественников», которая составляет 35% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено только 3,17% и потенциал роста остаётся значительным - 97%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.