Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Новосибирск. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

Для начала мы рассматриваем профили в социальных сетях депутатов Совета депутатов города Новосибирска, где в сентябре этого года должны состояться выборы. Данное исследование проводится с целью выявления готовности депутатов к предвыборным состязаниям в социальных сетях. Новых лиц, желающих поучаствовать в предвыборной кампании мы не рассматривали, поскольку электоральный период ещё не начался, и не представляется возможным выявить и рассмотреть профили этих кандидатов. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов за последний год (февраль 2019 - февраль 2020), политические партии и движения - за последние полгода (август 2019 - февраль 2020).

Общая информация

В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующимобразом: из общего количества депутатов в 50 человек только у 31 есть профили в ВКонтакте. У одного депутата есть группы поддержки ВКонтакте. В итоге получается, что в Новосибирске большая половина депутатов зарегистрирована в социальной сети ВКонтакте, но не все используют эту платформу для самопродвижения.

База друзей + подписчиков

Среди тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определённое количество друзей + подписчиков от 207 до 3 043. В целом, это мало в масштабах всего города, но это число не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться позже. 

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы можем отметить, что у всех депутатов достаточно «чистые» базы, без ботов. В среднем процент живых (не ботов) и активных подписчиков у большинства депутатов от 71,61 % до 99,60%, что является хорошим показателем. Однако у 7 депутатов низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.

Посты и охваты

Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019 — февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Новосибирска указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам города – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Новосибирска, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Новосибирской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). У депутатов В.И. Люмина, Ю.А. Фоломкина и А.В. Бестужева за последний год постов не выходило. 

Разброс по количеству постов у депутатов Новосибирской области большой: от 2 постов за год (И.И. Константинова) до 468 (Н.И. Пинус). Четыре депутата проявляют высокий уровень активности в публикациях своих постов (Е.Н. Митряшина, Е.В. Лебедев, И.Н. Титаренко, Н.И. Пинус). Они публикуют 1-2 поста ежедневно, что говорит об их стремлении держать постоянную связь со своим избирателем через посты в ленте. 

Однако охваты этих постов у большинства депутатов небольшие. Посты, которые имеют небольшие охваты, «не доходят» до своего избирателя в социальных сетях. Особенно обидно за тех депутатов, которые публикуют посты каждый день, но при этом имеют небольшие охваты, это напоминает работу «в стол», когда работу мало кто видит. Смысл такого активного постинга с низкими охватами теряется. 

Следует положительно отметить 2 профиля депутатов в этой дисциплине (Н.И. Пинус, И.Н. Титаренко). Теперь мы видим реализацию высоких стандартов политического SMM и в регионах, и это не может не радовать.

Реакция на посты

Своеобразной лакмусовой бумажкой эффективности работы в социальных сетях являются реакции на посты депутатов. Мы собрали все реакции на посты за последний год и посмотрели, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или иногородние.  

В этой таблице мы видим, что большая часть депутатов не пользуются различными «накрутками» и ведут честную работу с избирателем в ВКонтакте. Хотя у 3 депутатов мы наблюдаем, что посты не заинтересовывают избирателей и собирают минимальное количество реакций, а у И.Н. Титаренко мы наблюдаем повышенную активность неместных пользователей. 

Следует положительно отметить Н. И. Пинус. У неё высокая активность избирателя, при этом это активность чистая, это активность «живого» местного избирателя, а, стало быть, она добивается основных целей агитационной кампании в социальных сетях.

Общие выводы

Общая активность депутатов Совета депутатов Новосибирска во ВКонтакте пока находится на достаточно высоком уровне. Однако примерно половина из них пока не ведёт активную работу в социальных сетях, а часть депутатов пытаются использовать, так скажем, «неэффективные способы» работы с избирателем, потому что эти способы не позволяют депутатам дойти до «живого» избирателя в социальных сетях, а соответственно, донести до электората свои взгляды, результаты работы и прочее. 

Но Н. И. Пинус ведёт работу с избирателем во ВКонтакте на достаточно высоком уровне, используя самые передовые стандарты политического SMM, что не может не радовать.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в Новосибирской области насчитывалось 1 189 792 избирателя. Из них «живых», активных, местных пользователей в социальной сети ВКонтакте 915 095 человек, что составляет 76,91%. Это говорит о том, что уровень проникновения ВКонтакте в регионе выше среднего. 

Собрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы проанализировали всех местных участников - подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух такихсообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА). 

В данном регионе мы увидели достаточно высокие уровни общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВКонтакте.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующие, что нам интересно - это активности за последние полгода местных общественно-политических движений и партий. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия (СР) и движение Навального.

Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальных сетях в регионе и при определённой активной работе смогло бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. Единая Россия при высоких показателях на выборах в ВКонтакте пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России. 
  • У ЛДПР и КПРФ есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  • Справедливая Россия и Коммунисты России – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией в социальной сети ВКонтакте.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона, которые следят за действующими политиками в соцсети, подписаны на группы и страницы политиков и политических партий и активно реагируют на контент в этих сообществах.

По данным цифрам видно, что крайне низкое количество аудитории местных жителей, пользователей ВКонтакте, уже охвачены региональными политическими силами, и мы видим большой потенциал для роста влияния местных политических сил Вконтакте. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, что подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Новосибирске мы видим определённую аудиторию «общественников», которая составляет чуть более 30% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено менее 3% и потенциал роста остаётся на высоком значении - 97%.

Таким образом, важно обратить внимание на неиспользованный охват аудитории и отличный потенциал ее расширения и воспользоваться этой возможностью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.