Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Нижний Новгород. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов городской Думы Нижнего Новгорода в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата. 

 Только у 5 депутатов из 47 есть активный профиль в ВК. У 4 из 5 депутатов открытые профили в ВК, что говорит об их стремлении эффективно работать с избирателями в ВК. Ни у одного депутата нет группы поддержки в ВК, но у двух депутатов есть личные сайты для обратной связи с избирателями (Д.З. Барыкин, Д.В. Кузин).

База друзей + подписчиков

У тех депутатов, которые имеют свои открытые и активные профили в ВК, есть определённое количество друзей + подписчиков от 55 до 1950. В целом немного в масштабах Нижнего Новгорода, но это количество друзей + подписчиков не всегда определяющее в эффективности агитационной кампании в соцсетях, в чем мы сможем убедиться чуть позже. 

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы отметили, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. В среднем процент «живых» (не ботов) и активных подписчиков у депутатов от 81,82% до 94,31%, что является хорошим показателем. Однако у одного депутата зафиксирован низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории (подписчики не заходили в сеть несколько месяцев).

Посты и охваты

Мы сняли статистику по постам за последний год. Разброс по количеству постов у депутатов Нижнего Новгорода небольшой: от 1 поста за год у И.В. Ванькиной до 156 у П.Д. Пашинина. Только один депутат из указанных в таблице ниже проявляет высокий уровень активности в публикации своих постов. Он старается публиковать от 1 до 2 постов ежедневно, что говорит о его стремлении держать постоянную связь со избирателем через посты в своей ленте. 

Относительно высокий процент охвата постов из представленных в таблице ниже зафиксирован у депутата П.Д. Пашинина. Он собрал за год охват на 138% больше, чем количество его избирателей во время последних выборов. Это значит, что примерно 30% избирателей видело посты этого депутата в большом количестве в течение последнего года. Небольшой процент охвата к избирателям зафиксирован у депутата И.М. Богданова. Он за год собрал охват на 14% больше, чем количество его избирателей во время последних выборов. Посты данного депутата доходят до малой части местного электората. 

Совсем низкие показатели охвата к количеству избирателей зафиксированы у 2-х депутатов (И.В. Ванькина, А.О. Савин). Посты данных депутатов не доходят даже до 20% местного электората. Зафиксированные данные говорят о том, что данным депутатам в своих профилях в ВК необходимо повысить публикационную активность и использовать современные подходы по формированию интересного для избирателей контента. 

Количество избирателей по единому избирательному округу Нижнего Новгорода и одномандатным избирательным округам города в таблице указано за время проведения очередных выборов депутатов городской Думы Нижнего Новгорода в 2015 году. 

Лучшим в данной дисциплине является профиль в ВК депутата П.Д. Пашинина, у которого был зафиксирован самый высокий охват постов к количеству избирателей из указанных ниже в таблице.

Реакция на посты

Показателем эффективности работы в соцсетях являются реакции на посты депутатов. Мы собираем все реакции на посты за последний год и смотрим, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные или иногородние. 

По этому показателю данные зафиксированы только у 3 их 4 депутатов, имеющих активные и открытые профили в ВК. В этой таблице мы видим неудовлетворительную картину, которая говорит о малоактивной аудитории (процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции в профилях ВК депутатов, не превышает 70%). 

Показатели двух профилей депутатов в ВК говорят о том, что у них большое количество реакций, но процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции, не превышает 70%. Это говорит о том, что публикации в данных профилях депутатов в ВК заинтересовывают малую часть местных избирателей (П.Д. Пашинин, И.М. Богданов). 

В данной дисциплине лучше всех себя проявил профиль депутата И.М. Богданова – у него высокая активность избирателя на его посты, при этом активность «живого» местного избирателя с показателем в 68,03%, что ближе других к порогу «чистоты» пользователей, оставивших реакции (70%).

Общие выводы

Общая активность депутатов Городской Думы Нижнего Новгорода во ВКонтакте пока находится на низком уровне, бо́льшая часть депутатов пока не ведёт активной работы в соцсетях. Необходимо отметить, что только 4 депутата имеют открытые и активные профили в ВК. Некоторые депутаты пытаются использовать, скажем так, «неэффективные способы» работы с избирателем, которые не позволяют им дойти до живого избирателя в соцсетях, то есть донести до электората свои взгляды, результаты работы и пр. 

Однако 2 депутата (П.Д. Пашинин, И.М. Богданов) ведут работу с избирателем во ВКонтакте на относительно хорошем уровне.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в Нижнем Новгороде насчитывается 1 015 862 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 716 811, что составляет 70,56%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе. 

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества), мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА). 

В Нижнем Новгороде мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берём 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального. 


Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • ЕР имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди нижегородских пользователей, при определённой активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  •  У КПРФ и ЛДПР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  •  СР и КР пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте. 
  •  Движение Навального не находит отклика среди нижегородских пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у нижегородских пользователей: у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которая интересуется политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.

По данным цифрам можно сделать вывод, что около 85% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами, и мы видим большой потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которая интересуется общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Нижнем Новгороде мы видим большую аудиторию «общественников», которая составляет 28% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено около 1%, и потенциал роста остаётся колоссальным – 99%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.