Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Ямало-Ненецкий АО. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуются Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в социальной сети «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Законодательного собрания Ямало-Ненецкого АО в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата. 

В общем и целом, ситуация по данному региону выглядит следующим образом: 

Из 22 депутатов только 8 человек имеют профиль ВКонтакте. У двух депутатов (Вершинин И.С., Лаптандер Е.И.) имеется личная страница и группа Вконтакте. Все депутаты, имеющие страничку ВК, являются активными пользователями, у них указана подробная информация о себе, довольно часто публикуются записи. В итоге получается, что в Ямало-Ненецком АО меньше половины депутатов используют свой профиль ВКонтакте для создания имиджа современного депутата, которой открыт перед избирателями.

База друзей + подписчиков

У тех депутатов, что имеют свои профили или группы ВКонтакте, есть определённое количество друзей + подписчиков от 184 до 6 810. В целом это не так много в масштабах всего Ямало-Ненецкого АО, однако количество друзей + подписчиков не всегда является ключевым фактором в эффективности агитационной кампании в социальных сетях, в чем мы сможем убедиться позже. 

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы можем отметить, что у всех депутатов достаточно «чистые» базы без ботов. В среднем процент живых (не ботов) и активных подписчиков у большинства депутатов от 68% до 97%, что является отличным показателем. Но есть 3 депутата с низкой «чистотой» страниц – 58,03% до 68,76%, что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории.

Посты и охваты

Мы сняли статистику по постам за последний год (февраль 2019-февраль 2020). Количество избирателей по единому избирательному округу Ямало-Ненецкого АО указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. Денисов А. С. избирался на дополнительных выборах 2019 года по одномандатному округу, Каменская С. И. избиралась в 2018 году по одномандатному округу на Дополнительных выборах в Законодательное собрание. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Ямало-Ненецкого АО, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Ямало-Ненецкого АО предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным. 

Разброс по количеству постов у депутатов большой: от 47 поста за год (Абдрахманов М.Ш.) до 1 015 (Вершинин И.С.). Четыре депутата проявляют средний уровень активности в публикациях своих постов (Казарин В.Н., Яунгад Э.Х., Кукушкина Е.М., Лаптандер Е.И.). Они публикуют несколько постов в неделю, это говорит о том, что они пытаются поддерживать контакт с электоратом, быть к нему ближе. 

Однако охваты этих постов у большинства депутатов не большие. В целом почти все депутаты своими постами «доходят» до электората. Вершинин И.С. имеет хороший % охвата к избирателям, однако охват 1 поста к друзьям и подписчикам очень слабый. 

Следует положительные результаты Каменской И.С. по данным параметрам. Её охваты и к избирателям, и 1 поста к друзьям и подписчикам очень высокие, что показывает хороший интерес к ней целевой аудитории.

Реакция на посты

Вовлеченность целевой аудитории, в нашем случае, избирателей в социальных сетях определяется реакциями на посты депутатов. Мы собрали все реакции на посты за последний год и посмотрели, кто оставил эти реакции: «живые» пользователи, боты, местные жители или пользователи из других регионов. 

В этой таблице мы видим, что подозрительную активность «неместных» ботов. В данной дисциплине сильнейшими становятся Казарин В.Н., Каменская С.И. У них высокая активность избирателя на посты депутатов, при этом активность по большей части чистая, эта активность «живого» местного избирателя, а, стало быть, эти 3 профиля депутатов в некоторой части добиваются целей агитационной кампании в социальных сетях.

Общие выводы

Общая активность депутатов Законодательного собрания Ямало-Ненецкого АО в ВКонтакте пока находится не на таком высоком уровне, как хотелось бы. Большая часть депутатов пока не ведет активную работу в социальных сетях, а оставшаяся часть депутатов использует свои профили не достаточно эффективно, не достигая своими постами электората. Депутатам следует избегать фальсификации интереса со стороны местных жителей путём ухода от практики применения «накрутки» с помощью ботов, искусственной аудитории. В ходе исследования страниц хочется отметить уход от бюрократического подхода в общении с населением, депутаты публикуют посты, которые интересно читать. Освещаются и вопросы, которые особо остро волнуют граждан. 

Хочется отметить эффективную стратегию использования социальных сетей следующими депутатами: Казарин В.Н., Каменская С.И.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в ЯНАО насчитывается 360891 избирателей. Из них «живых» и активных местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 141306, что составляет 39,15% от общего числа избирателей, это говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в регионе относительно данных по другим субъектам РФ. 

Выбрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона, мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трех (в 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона. 

В данном регионе мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берём 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.


Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте», при определённой активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  • Единая Россия, при высоких показателях на выборах, в ВК пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России. 
  • У Единой России и КПРФ есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  • Коммунисты России и Справедливая Россия – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.

По данным цифрам видно, что более 85% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы замечаем огромный потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», то есть те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Это та аудитория, что подписана на сообщества, в которых освещается общественная жизнь региона, и оставляет свои реакции на посты этих сообществ.

В ЯНАО мы видим крупную аудиторию «общественников», которая составляет 28,44% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено только 4% и потенциал роста остаётся колоссальным – 96%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.