Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Махачкала. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

На сегодняшний день в России около 80% населения активно пользуется Интернетом в целом и социальными сетями в частности. Это означает, что большинство российских избирателей проводит немало времени в Интернете и самых популярных социальных сетях, которой в России является социальная сеть «ВКонтакте». Масштабное исследование агентства Elect-Assist предполагает количественный анализ активности депутатов тех регионов и муниципалитетов, где в сентябре 2020 года пройдут выборы в законодательный/представительный орган власти. Замеры активности проводились в феврале и марте: профили депутатов за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения за последние полгода (август 2019 – февраль 2020).

Общая информация

В данном блоке рассматривается базовая информация о присутствии депутатов Собрания депутатов города Махачкалы в социальной сети «ВКонтакте» по таким критериям, как наличие собственного профиля и группы поддержки депутата. 

Только у 2-х депутатов из 45 есть профиль в ВК. У них открытые профили в ВК, что говорит об открытости депутатов в работе с избирателями. Данные профили депутатов в ВК заброшены и лишь только один депутат был онлайн 23 апреля 2020 года.

База друзей + подписчиков

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, можно отметить, что у всех депутатов с открытыми профилями достаточно чистые базы, без ботов. Однако у одного депутата низкий показатель (ниже 70%), что говорит об использовании метода накрутки пользователей (ботов) или о неактивной аудитории. В целом в данных профилях депутатов в ВК малое количество друзей.

Посты и охваты

В данном случае не удалось снять статистику за год по вышеуказанному показателю по причине отсутствия публикационной активности в существующих профилях двух депутатов Собрания депутатов города Махачкалы. Поэтому мы вынуждены констатировать факт полного отсутствия активности депутатов Собрания депутатов города Махачкалы в ВК.

Общие выводы

К сожалению, депутаты Собрания депутатов города Махачкалы не ведут работу с избирателями в ВК. Следующая часть исследования покажет насколько количественно может быть эффективна работа с избирателями в ВК для получения большинства голосов на выборах.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 1 января 2020 года в Махачкале насчитывается 278 793 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 123 513, что составляет 44,3%, что говорит о среднем уровне проникновения ВКонтакте в городе. 

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованных в общественных процессах региона. 

В данном регионе мы увидели низкий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального.

Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Российские политические партии и движения не ведут борьбу в ВК за махачкалинских избирателей на местном уровне. ЕР и КПРФ обладают большим потенциалом для активизации борьбы за махачкалинских избирателей в ВК, в этом случае они могут консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. ЛДПР пока не предприняла меры для регионального развития, поэтому они аутсайдеры в данном случае. 
  • Движение Навального не находит отклика среди махачкалинских пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у махачкалинских пользователей – у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ. 
  • КР и СР – пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте.

Потенциал роста

Еще один аспект, который необходимо отметить в исследовании, - это общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе. Важно указать, на какие уровни местные политики могут выйти в ближайшее время. При этом учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Махачкалы. Это люди, которые следят за активностью действующих политиков в ВКонтакте, подписаны на их аккаунты и оставляют различные реакции к их публикациям.

По данным цифрам видно, что более 95% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.

В Махачкале мы видим малую аудиторию «общественников», которая составляет 11% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории региональными политическими силами охвачено меньше 1% и потенциал роста остается колоссальным – 99%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.