Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Курганская область. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

Сегодня одной из неотъемлемых частей нашей жизни является Интернет. У многих людей ни один день не проходит без того, чтобы не зайти в социальные сети и не полистать новостную ленту. Такое явление не могло быть не замеченным в политической сфере и не использованным политиками в качестве инструмента для достижения целей избирательной кампании. Социальные сети в наше время являются важным каналом коммуникации между кандидатами и электоратом. Благодаря ведению страниц в социальных сетях можно проводить предвыборную агитацию и менять уровень поддержки того или иного политика. Именно поэтому так важны исследования активности кандидатов в социальных сетях, тем более что сентябре 2020 года должны пройти выборы в законодательные органы власти различных регионов.

Общая информация

В данной статье проводится исследование активности депутатов Курганской областной Думы в социальной сети ВКонтакте за последний год (февраль 2019 – февраль 2020). 

Из 33 депутатов профиль в ВКонтакте есть только у 9 человек, группа поддержки – у четырех. Все профили открытые. 3 депутата (А.А. Брюханов, И.П. Евгенов, В.А. Семёнов) и 3 группы (В. Н. Казаков, О. А. Колташов, В. П. Кузнецов) не ведут свои аккаунты и не появлялись в сети более полугода, поэтому их профили в дальнейшем исследовании не учитываются. 

Таким образом, лишь 10 депутатов Курганской областной Думы готовы использовать свои аккаунты для самопродвижения.

База друзей + подписчиков

У депутатов, которые имеют профили в Вконтакте есть определённое количество друзей и подписчиков от 27 до 831. Это небольшие числа в масштабах области, но количество подписчиков не всегда является определяющим фактором в эффективности агитационной кампании в социальных сетях. 

Отфильтровав базы друзей + подписчиков, мы можем отметить, что у всех депутатов достаточно «чистые» базы, без ботов. В среднем процент «живых» (без ботов) и активных подписчиков у депутатов от 78% до 99%, что является хорошим показателем. Однако стоит отметить депутата Ю.М. Александрова с более низкой «чистотой» страницы.

Посты и охваты

В таблице показана статистика по постам за последний год. Разброс по количеству публикаций большой: от 1 у Ю.М. Александрова до 1 977 у Ю.В. Ярушина. Количество избирателей по единому избирательному округу Курганской области указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей Курганской области, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному округу на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Курганской области предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным). 

Депутат Ю. В. Ярушин проявляет большую, чем остальные, активность в публикации постов, что говорит о его желании построить диалог через свои посты с избирателями. Однако у четырех других депутатов (Е. А. Воронович, Д. В. Ильтякова, М. М. Харлова и группы Д. В. Фролова) за последний год постов не было, поэтому в таблицу они не включены. 

Стоит отметить, что охваты публикаций среди избирателей у всех профилей небольшие. Ни у кого процент охвата к избирателям не превышает 50%. Большая часть электората не видит активность депутатов в социальных сетях, что в принципе делает их посты в некотором плане неэффективными. Однако все же стоит отметить Ю. В. Ярушина, у которого процент охвата к избирателям наибольший (23,9%).

Реакция на посты

В таблице ниже приведены данные о реакциях на публикации депутатов за последний год. Была собрана информация о том, кто оставил реакции: «живые» пользователи, боты, местные или пользователи из других субъектов. 

В целом депутаты не пользуются накруткой ботов, имеют достаточно «чистые» базы, без ботов, за исключением Ю. В. Ярушина, у которого процент «живых» и местных пользователей составляет менее 50%, но это может говорить ещё и о неактивной аудитории в ВК. У Ю. М. Александрова всего лишь 2 реакции, что слишком мало для данного анализа. 

Лидируют в данной категории Е. У. Кафеев, О. А. Колташов и К. М. Гладковский, у которых видно наибольшее количество реакций местных пользователей, а также В. Н. Сажин, у которого самый высокий процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции.

Общие выводы

Общая активность депутатов Курганской областной Думы во ВКонтакте пока находится на невысоком уровне. Примерно три четверти депутатов не используют социальную сеть ВКонтакте для продвижения. Половина оставшихся депутатов не занимается активным ведением своей страницы. Некоторая часть депутатов использует интернет-продвижение, но оно неэффективно по ряду показателей. 

Мы можем отметить работу Олега Колташова, который лидирует по ряду позиций. Его предвыборная агитация избирателя в социальной сети находится на довольно высоком уровне.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 г. в Курганской области насчитывается 695 038 избирателей. Из них местных и активных в ВКонтакте – 213 165, что составляет 30,67%. Это говорит о среднем уровне проникновения социальной сети в регионе по сравнению с другими субъектами России. 

Выбрав основные местные сообщества, публикующие новости, связанные с общественной жизнью Курганской области, мы подсчитали количество их участников. В таблицу ниже включены все те, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), в двух (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Такие разные показатели степени вовлечённости в общественную жизнь региона позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА), заинтересованной в новостях, касающихся общественной жизни. 

Согласно результатам исследования, среди жителей Курганской области немного тех, кто интересуется новостями своего региона. Следят за публикациями двух выбранных сообществ менее 15% пользователей ВКонтакте, трех и более – менее 11%.

Активность политических партий и движений в регионе

Еще одним важным в исследовании показателем является активность региональных политических сил за последние полгода. Объектами анализа стали сообщества пяти различных российских партий и одного политического движения: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия и движение Навального.

Из этих двух последних таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Единая Россия показывает уверенную позицию среди региональных сообществ, но при этом общефедеральные паблики партии пользуются меньшей популярностью у жителей региона. 
  • Общефедеральные сообщества ЛДПР и КПРФ пользуется популярностью у жителей Курганской области, немного уступая движению Навального по некоторым показателям. 
  • Общефедеральные сообщества Навального привлекают к себе интерес пользователей, но свой потенциал регионального роста движение пока не использует. Движение Навального на данный момент является наиболее влиятельной политической силой в Курганской области в социальной сети. Люди интересуются новостями этого движения сильнее, чем других. При более активной работе движения смогли бы привлечь достаточно большую аудиторию электората к своей деятельности. 
  • Сообщества партий Коммунисты России и Справедливая Россия являются наименее популярными. Они пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией в социальной сети.

Потенциал роста

Еще один аспект, который необходимо отметить в исследовании, - это общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе. Важно указать, на какие уровни местные политики могут выйти в ближайшее время. При этом учитывается аудитория пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью Курганской области. Это люди, которые следят за активностью действующих политиков в ВКонтакте, подписаны на их аккаунты и оставляют различные реакции к их публикациям.

По данным таблицы выше видно, что избирателей, активно интересующихся политической жизнью региона пока очень мало. На данный момент политики охватили не слишком большую часть политически активной целевой аудитории, и у них еще большой потенциал для вовлечения новых пользователей. 

В таблице ниже приведены данные об аудитории, активно интересующейся общественной жизнью Курганской области. Это те люди, которые следят за новостями сообществ, публикующих посты об общественных событиях региона.

Процент людей, интересующихся общественной жизнью, значительно выше, чем процент тех, кого интересует именно политика, однако все равно он не слишком велик по сравнению с другими регионами. Политики пока охватили совсем небольшую часть этой аудитории, поэтому им есть куда стремиться после того, как они охватят большую часть интересующихся политической жизнью.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.