Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Казань. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

13 сентября 2020 года должны состояться муниципальные выборы в Казанскую городскую Думу. В связи с этим агентство Elect-Assist предлагает количественный анализ активности действующих депутатов Казанской городской Думы в самой популярной на территории Российской Федерации социальной сети «ВКонтакте». Проведенное исследование отражает степень готовности муниципальных депутатов к предвыборной борьбе онлайн и позволяет сделать выводы об используемых сегодня современных методах ведения предвыборной кампании. Замеры активности проводились в феврале и марте 2020: профили депутатов – за последний год (февраль 2019 – февраль 2020), политические партии и движения – за последние полгода (август 2019 – февраль 2020). Новые лица, желающие участвовать в предстоящих выборах не рассматривались, поскольку период предвыборной агитации официально ещё не начался, и проанализировать профили таких кандидатов не представлялось возможным.

Общая информация

В таблице ниже представлены все действующие депутаты Казанской городской Думы, их аккаунты и группы в «ВКонтакте». В ходе исследования было выявлено, что ни один из депутатов не ведет персональное сообщество для самопродвижения, а личный аккаунт в социальной сети имеют лишь 15 из 43 человек. При этом 2 аккаунта оказались неактивными, то есть они не обновлялись в течение последних 6 месяцев, а еще один – закрытым. 

 Таким образом, использовать социальные сети в рамках своей предвыборной кампании готова только незначительная часть депутатов гордумы Казани, а именно меньше трети от общего числа. Стоит также учитывать, что не все имеющие аккаунты депутаты намерены использовать социальные сети для продвижения своего имиджа среди избирателей. Некоторые аккаунты депутатов имеют явно личный характер и не используются в политических целях. Соответствующий для предвыборной кампании контент был замечен только у 7 человек из 15 имеющих аккаунты: у Ахметзянова И.И., Бикмуллина М.Г., Бильгильдеевой Р.Г., Киямовой А.А., Сиразетдинова Д.Н., Халимдаровой Д.Л., Черепанова С.Н. 

База друзей + подписчиков

Далее представлена таблица, содержащая информацию о друзьях и подписчиках имеющих аккаунты депутатов. В таблицу не были включены неактивные страницы и одна закрытая, а также страница Кутдусова Б.Ф., на которой только всего 8 друзей и подписчиков, что слишком мало для анализа. Остальные имеют на своих страницах от 17 до 2066 друзей + подписчиков. В целом, это очень мало в масштабах города, однако количество друзей + подписчиков не всегда является определяющим фактором в агитационной кампании в социальных сетях, в чём мы сможем убедиться позже. 

После обработки базы друзей + подписчиков видно, что процент ботов и забаненных в ней небольшой. Это значит, что депутаты не прибегают к повсеместному использованию ботов в своей предвыборной кампании и искусственно не увеличивают свою базу подписчиков. Однако статистику портит количество неактивных пользователей, то есть тех, кто не появлялся в сети более месяца. Процент «живых» и при этом активных пользователей колеблется от 50,43% до 88,24%. Только у пяти депутатов этот показатель превышает 70%, в остальных случаях говорить о «чистых» страницах не приходится. 

Посты и охваты

Статистика по постам снята за последний год (февраль 2019 – февраль 2020). У депутатов наблюдается большой разброс по количеству публикуемых постов – от 6 (Сиразетдинов Д.Н.) до 246 (Бильгильдеева Р.Г.) за год. Бильгильдеева Р.Г. проявляет наибольшую активность в социальной сети и регулярно публикует новые посты, что говорит о её желании поддерживать контакт со своим избирателем. Количество избирателей по единому избирательному округу города Казани указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчет ведется следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия республики Татарстан предоставляет актуальные данные по численности избирателей по муниципальным округам, а не по избирательным). 

К сожалению, охваты постов депутатов совсем небольшие. Соответственно, крайне мало избирателей получают информацию от депутатов в социальных сетях. Можно отметить лишь Бильгильдееву Р.Г. , процент охвата постов которой превышает 100%. У депутатов Ахметзянова И.И., Галеева Э.Ш., Метшина И.Р., Хамидуллиной К.З. и Шалымова Г.Е. не публиковалось постов за последний год. 

Приведенная статистика показывает очень низкую заинтересованность депутатов в проведении предвыборной кампании онлайн. Даже те депутаты, которые выразили намерение работать на свою репутацию в социальных сетях, увы не достигли пока успехов во взаимодействии с избирателями таким образом.

Реакция на посты

Реакции на публикуемые посты – важнейший показатель для оценки эффективности PR-кампании в социальной сети. Ниже представлена статистика, отражающая количество пользователей, отреагировавших на публикуемую депутатом в сети информацию, а также процент из них «живых» и непосредственно проживающих в Казани, и соответственно, являющихся целевой аудиторией депутата. 

В целом, показатели очень низкие, а также велика доля уже «неживых» аккаунтов и ботов. Особенно важен здесь показатель «живых» и местных пользователей. Удовлетворительный процент имеет лишь Черепанов С. Н., у которого он достигает почти 50%.

Общие выводы

Активность депутатов Казанской городской Думы в социальной сети «ВКонтакте» остается на очень низком уровне. На данный момент подавляющая часть депутатов не готова к ведению своей предвыборной кампании онлайн. Большинство имеющих аккаунты депутатов используют их не в политических целях, а те, кто в целом показывает свое желание взаимодействовать с избирателем в сети, не добились пока на этом пути существенных успехов.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 1 января 2020 года в Казани насчитывается 918 467 избирателей. Из них «живых», активных, местных пользователей соцсети «ВКонтакте» 782 971, что составляет 85,25%, что говорит о высоком уровне проникновения ВКонтакте в городе. 

Собрав основные местные сообщества ВК, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников – подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трех (3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона. 

В Казани мы увидели высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВК.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующее, что нам интересно – это активности за последние полгода региональных политических сил. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России (КР), Справедливая Россия (СР) и движение Навального. 


  • Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы: 
  •  ЛДПР и КПРФ имеют сильные позиции в социальной сети «ВКонтакте» среди казанских пользователей, при определенной активной работе они смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. 
  • У ЕР и СР есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  • КР пока не играет значительной роли во взаимодействии с аудиторией соцсети ВКонтакте. 
  • Движение Навального не находит отклика среди казанских пользователей, но контент в их общероссийских сообществах определённо вызывает интерес у населения Казани – у них получается «держаться на плаву» за счёт их головных (общероссийских) сообществ.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических сил в регионе, и постараемся понять на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью города. Это та аудитория, которая следит за действующими политиками во ВКонтакте, подписана на аккаунты политиков, политических партий и движений, активно реагируя на записи в этих профилях.

По данным цифрам видно, что около 90% аудитории местных жителей – пользователей ВК пока не охвачены региональными политическими силами и мы видим высокий потенциал для роста влияния региональных политических сил в ВК. 

 Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те, кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью города. Это та аудитория, которая подписана на аккаунты, в которых освещается общественная жизнь региона, и активно оставляет свои реакции на этих аккаунтах.


В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.