Подпишитесь на  новости о политическом SMM


Ижевск. Обзор активности депутатов и регионального электората во ВКонтакте

В эпоху развития информационных технологий интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, в особенности – социальные сети. Одной из наиболее популярных российских социальных сетей является ВКонтакте. Согласно статистике, ежедневно ей пользуются более 20 млн человек. Благодаря высокой посещаемости эта платформа предоставляет огромные возможности для маркетологов, продвигающих свои продукты на рынке. А одним из специфических видов этих продуктов являются политики. При помощи ведения профиля в ВКонтакте можно повышать или понижать уровень поддержки того или иного кандидата, тем самым меняя ход избирательной кампании. В связи с этим чрезвычайно актуальным представляется исследование агентства Elect-Assist, позволяющее узнать, насколько эффективно политики используют свои возможности в социальных сетях.

В данной статье проводится исследование активности депутатов Городской думы г. Ижевска, где в сентябре 2020 г. должны пройти выборы, за период с февраля 2019 г. по февраль 2020 г.

Общая информация

В таблице ниже приведены все действующие депутаты Городской думы г. Ижевска, ссылки на их профили в ВКонтакте, а также группы поддержки. 

Анализ показал, что из 41 депутата аккаунт имеют лишь 14 (34,15%), группу поддержки – всего один (Д.В. Кулишов). То есть использовать социальные сети для самопродвижения готовы немногие. Все профили открытые, за исключением одного: страница Н.П. Оганезовой закрыта (в таблице отмечена жёлтым цветом). В дальнейшем исследовании будут учитываться только открытые профили депутатов. 

Каждый депутат, имеющий профиль в ВКонтакте, заходил в социальную сеть в течение последнего полугода. Это означает, что все аккаунты остаются активными. 

Таким образом, для последующего анализа остаются лишь 13 профилей депутатов Городской думы г. Ижевска, а также группа поддержки Д.В. Кулишова.

База друзей + подписчиков

В таблице ниже представлена информация о количестве друзей и подписчиков депутатов Городской думы г. Ижевска. Минимальное количество – 4 друга и подписчика, максимальное – 5407. Это не слишком большие числа в масштабе города с населением более полумиллиона человек, однако данный показатель не всегда является решающим в ходе избирательной кампании. 

Анализ показал, что базы друзей и подписчиков у депутатов достаточно «чистые», без ботов. Этот показатель колеблется в пределах от 77,12% до 100%, что в целом хорошо. Депутаты не прибегают к использованию различных «накруток» друзей и подписчиков. База участников группы поддержки Д.В. Кулишова так же очень «чистая», что не может не радовать. 

Однако не у всех профилей достаточно высоким является процент «живых», то есть появлявшихся в сети в течение месяца, друзей и подписчиков. У Э.В. Букина и О.В. Гарина этот показатель ниже 70% (в таблице отмечены жёлтым цветом).

Посты и охваты

В таблице ниже приведена статистика по постам депутатов за последний год (февраль 2019 г. – февраль 2020 г.). Количество избирателей по единому избирательному округу города Ижевска указано за 2020 год, количество избирателей по одномандатным избирательным округам региона – за 2015 год. В столбце «Количество избирателей» подсчёт ведётся следующим образом: у депутатов, которые идут по пропорциональной избирательной системе, количество избирателей считается как половина всех избирателей города Ижевска, у депутатов, которые идут по мажоритарной избирательной системе, – как количество всех избирателей по соответствующему избирательному на момент выборов (поскольку избирательная комиссия Удмуртской республики предоставляет актуальные данные по избирателям по муниципальным округам, а не по избирательным).

Согласно данным, у депутатов наблюдается большой разброс по количеству постов за год. Есть те, у кого насчитывается всего несколько публикаций (в таблице отмечены жёлтым цветом), а есть и те, кто писал посты почти каждый день (в таблице отмечены зелёным цветом). К сожалению, есть такие, у кого за год постов не выходило совсем (в таблице отмечены красным цветом). В дальнейшем исследовании их профили учитываться не будут.

Не может не радовать тот факт, что у депутатов, регулярно публикующих какую-либо информацию, высокий процент охвата постов среди избирателей (в таблице отмечены зелёным цветом), что означает существование связи между депутатами и их электоратом. Хотя есть и исключения (крайне низкий процент охвата постов к избирателям в таблице отмечен красным цветом). В таких случаях избиратели не видят активность депутатов в социальной сети, что делает такую работу бессмысленной. 

У депутатов Батова А.А., Гарипова А.В., Кулишова Д.В. и Юданова Д.А. за указанный период постов не выходило.

Реакция на посты

В таблице ниже приведены данные о реакциях на посты депутатов (лайки, комментарии, репосты, участие в опросах), отражающие информацию о количестве, а также о том, кто их оставил: «живые» пользователи, боты, местные или пользователи других субъектов РФ. 

Статистика показывает, что в целом депутаты не пользуются «накруткой» активностей на своих страницах, то есть процент «живых» и местных пользователей, оставивших реакции, составляет примерно 50% и более (в таблице отмечены зеленым цветом), хотя есть и небольшие исключения (в таблице отмечены желтым цветом). Результат М.В. Казакова вряд ли можно назвать хорошим, так как количество реакций на его странице минимально.

Общие выводы

Общая активность депутатов Городской думы г. Ижевска на данный момент находится на невысоком уровне. Депутаты не ведут активную агитацию и самопродвижение через социальную сеть. Однако стоит отметить, что работа в ВКонтакте депутатов О.А. Вежеевой, О.В. Гарина и Н.В. Санникова даёт отличные плоды: их публикации видят и оценивают большой процент целевой аудитории.

Обзор регионального электората во Вконтакте

По состоянию на 2020 год в г. Ижевск насчитывалось 491 506 избирателя. Из них «живых», активных местных пользователей в социальной сети ВКонтакте 333 018, что составляет 67,75% и говорит о том, что уровень проникновения ВКонтакте в регионе достаточно высок. 

Выбрав основные местные сообщества, рассказывающие об общественной жизни региона (СМИ, новости, общественно-политические сообщества) мы собрали всех местных участников - подписчиков этих сообществ. Мы собрали тех, кто состоит хотя бы в одном таком сообществе (от 1-го), кто состоит в двух таких сообществах (от 2-х) и в трёх (от 3-х). Эти разные уровни вовлеченности в общественную жизнь позволяют нам понять объем всей потенциальной целевой аудитории (ЦА) в разной степени заинтересованности в общественных процессах региона. 

В данном регионе мы увидели достаточно высокий уровень общественной заинтересованности местной аудитории пользователей ВКонтакте.

Активность политических партий и движений в регионе

Следующие, что нам интересно - это активности за последние полгода местных политических партий и движений. Традиционно мы берем 6 основных участников: Единая Россия (ЕР), ЛДПР, КПРФ, Коммунисты России, Справедливая Россия (СР), и движение Навального.

Из этих двух таблиц можно сделать следующие выводы:

  • Движение Навального имеет сильные позиции в региональных социальных сетях, и при определённой активной работе смогли бы консолидировать достаточно большую аудиторию электората на своих аккаунтах. Единая Россия при высоких показателях на выборах в ВКонтакте пока демонстрирует не очень высокие показатели активности и находится на вторых ролях, что вызывает определённые вопросы к главной партии России. 
  • У ЛДПР, КПРФ и Единой России есть хороший потенциал для регионального развития, который они пока не использовали. 
  • Справедливая Россия и Коммунисты России - пока не играют значительной роли во взаимодействии с аудиторией в социальной сети ВКонтакте.

Потенциал роста

А теперь давайте рассмотрим общий потенциал роста политиков и политических партий в регионе и постараемся понять, на какие уровни можно выйти в самое ближайшее время местным политикам в ВК. Здесь мы будем учитывать местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются политической жизнью региона, которые следят за действующими политиками во соцсети, подписаны на группы и страницы политиков и политических партий и активно реагируют на контент в этих сообществах.

По данным цифрам видно, что крайне низкое количество аудитории местных жителей, пользователей ВКонтакте, пока не охвачены региональными политическими силами, и мы видим большой потенциал для роста влияния местных политических сил Вконтакте. 

Следующая значимая аудитория ВКонтакте, это «общественники», те кто живо интересуется общественными процессами родного региона. Здесь мы учитываем местную аудиторию пользователей ВКонтакте, которые интересуются общественной жизнью региона, которые подписаны на общественные группы и активно реагируют на контент в этих сообществах.

В Ижевске мы видим определённую аудиторию «общественников», которая составляет 37,3% от всего количества избирателей. Это та аудитория, за которую будут бороться региональные политические силы, после того, как они охватят всю предыдущую аудиторию, интересующуюся политической жизнью региона. Из всей этой аудитории местными политическими силами охвачено менее 3%, и потенциал роста остаётся весомым – 97,65%.

В.П. Ермолаев, основатель НСО «Интернет в электоральных процессах современной России» МГУ им. М.В. Ломоносова, отмечает, что потенциал основной в России социальной сети ВКонтакте большинством политиков пока не раскрыт.

«Наша практика показывает, что через социальные сети можно добиваться значительно больших результатов в электоральной активности, чем если действовать по-старинке, традиционными методами агитации. Общественно-политический контент очень востребован населением в соцсетях, особенно региональный контент. И те политики, кто завоевывает региональное информационное пространство в соцсетях, получают значительное влияние на местный электорат.

Наши исследования показывают, что активная гонка за избирателя в соцсетях уже началась. Сейчас выявляются явные региональные политические лидеры, которым удается консолидировать более 50% электората на своих аккаунтах в соцсетях. В самое ближайшее время они заберут все. В тех регионах, где уже наметились такие тенденции, в недалеком будущем можно наблюдать серьезные изменения в элитных раскладах. Тот, кто не опирается на поддержку избирателя в социальных сетях или кто откладывает включение в эту «цифровую» гонку , будет безвозвратно терять свои позиции.

Социальные сети становятся новым «административным ресурсом». Политик, имеющий серьёзную поддержку сетевых пользователей, будет влиять на ситуацию в регионе, к нему будут прислушиваться и население его избирательного округа и региональные власти».

Влияние на избирателя в соцсетях становится ключевой ценностью в современной политике.